Полезная информация: Баган
Баган (Bagan, ранее Pagan) – древняя столица одноименного царства на территории современной Мьянмы. Город находится на сухом плато вдоль западного берега реки Иравади (Irrawaddy), в 190 км к юго-востоку от Мандалая и в 690 км северу от Янгона.
В настоящее время на месте древнего города находится археологическая зона (Bagan Archaeological Zone) с тысячами пагод, храмов, ступ, монастырей общей площадью 42 км2, центром которой является Старый Баган (Old Bagan).
Большинство храмов построено на рубеже XI-XIII веков. В общей сложности было построено более 10 тысяч объектов, из которых к настоящему времени сохранились около 3 тысяч.
Можно сказать, что Баган состоит из трех частей:
- собственно Старый Баган – старый город внутри крепостной стены, откуда не так давно за государственный счет были переселены все жители. Сейчас в старом городе остались только музей, отели, рестораны и туристические лавки.
- Новый Баган (New Bagan), куда в 1990 году были переселены жители старого города;
- Ньянг-У (Nyaung-U) – небольшая деревня, в которой находится аэропорт и недорогие отели и гестхаузы.
- Попасть в Баган можно несколькими способами:
- самолетом из Янгона (около 90 долларов на человека) или Мандалая (около 45 долларов) – наиболее быстрый и распространенный способ;
- по реке из Мандалая – относительно дешево, но занимает практически целый день;
- по железной дороге из Янгона или Мандалая – способ для мазохистов, поскольку скорость поездов в Мьянме практически не изменилась с тех времен, когда британцы построили железную дорогу;
- также можно добраться на автобусе из Янгона и Мандалая – вариант тоже не из лучших.
При въезде в Баган необходимо заплатить сбор за въезд в археологическую зону в размере 10 долларов.
Осматривать достопримечательности Багана можно пешком по жаре, на велосипеде, который можно взять на прокат практически в любом месте Багана и на лошадке, запряженной в повозку. Лошадка теоретически может увезти четырех человек, но наиболее комфортно и для лошади и для туристов, когда в повозке едет не более двух человек не считая кучера.
Если планируется осмотр на велосипеде, то надо учитывать, что дороги грунтовые и во многих местах они разбиты в пыль – то есть проехать на велосипеде будет проблематично и его придется тащить на себе.
Помимо перечисленных вариантов можно взять машину с водителем или ездить в рамках организованного тура на автобусе или полетать над Баганом на воздушном шаре. Полет на воздушном шаре является очень популярным аттракционом, поэтому заказывать его надо очень сильно заранее.
Из дальних окрестностей Багана наиболее популярным местом является храм на горе Попа (Mount Popa), что в 50 км от Багана. Поездка туда на такси занимает пол дня и стоит около 50 тыс. чат.
Рано утром затемно (ну очень рано) прозвенели все возможные будильники, также нам позвонили с рецепции и посоветовали пошевеливаться, иначе мы опоздаем на самолет. При этом выяснилось, что ночью в отеле почему-то пропало электричество из розеток (свет был), так что телефон, отвечающий за запись треков разрядился полностью. Наскоро умылись, получили вместо завтрака дорожный набор (булочку, яйцо, банан и бутылку воды), взяли такси и поехали в аэропорт.
В аэропорту, несмотря на толпу туристов, обменник опять не работал. Поэтому мы уселись около розетки поедать наш скромный завтрак и заряжать телефон.
После объявления посадки всех быстро загнали в стандартный для Азии ATR 72, пересчитали по головам и отправили в полет с небольшим опережением графика.
Летели чуть больше часа. Светало. Появились развалины Багана и самолет пошел на посадку.
Стоит отметить, что в туристический сезон по кругу Янгон-Бага-Мандалай-Хехо-Янгон летает 4 или 5 авиакомпаний с разницей в расписании 10-15 минут. Наиболее точно расписание соблюдается при вылете из Янгона, поэтому утром в Багане маршрутки самолеты сыпятся с неба чаще, чем где-нибудь во Франкфурте.
Вышли из самолета, зашли в зал прилета и увидели хвост очереди из тех, кто хотел попасть в Баган. Процедура входа заключалась в том, что нужно было купить билет за 10 долларов, отдать паспорт, данные из которого записывали в прошитую и пронумерованную амбарную книгу (прямо как у нас при проходе в какой-нибудь бизнес-центр).
Здесь мы поступили не очень хорошо (до сих пор стыдно), так как в очереди стоять не хотелось и мы просто пошли мимо нее к выходу из аэропорта. С криками "стой, не уйдешь, гони 10 баксов" нам без очереди выдали билетики, записали в амбарную книгу, и мы, наконец, выбрались на волю. Обменник опять не работал. Вернее, как потом выяснилось, работающий обменник находился в зале вылета.
Для приличия поторговались с таксистом, в основном не из-за суммы в чатах, а из-за курса доллара, поехали в отель Bagan Princess Hotel, где у нас был куплен номер.
Отель оказался вполне неплохой, номер большой, с выходом в бассейн и джакузи.
Наскоро раскидали вещи и пошли на разведку. Изначально мы планировали оба дня посвятить осмотру Багана. В принципе, Баган, как, например и Эрмитаж или Британский музей, можно осматривать всю жизнь и каждый раз находить для себя что-то новое. При этом осматривать его лучше небольшими порциями, так как иначе наступит информационный перегруз и все начнет сливаться и путаться между собой.
Разведка показала, что можно взять прямо в отеле лошадку за 18 тыс., а также поменять деньги по 760 чат за доллар. Понятно, что курс грабительский, но, как показал опыт первого дня времена, когда в Мьянме можно было ходить только с долларами прошли – не поесть без чатов, не попить. Разве что номер прочесть, да и то сложно в силу специфики местного алфавита.
Лошадку, скорее всего, тоже можно было найти дешевле и сэкономить несколько долларов, но это надо было куда-то идти, искать, а делать этого категорически не хотелось.
В итоге разменяв 200 долларов мы сели на лошадку и поехали по храмам.
Первым была Shwezigon Pagoda (она же Shwezigon Paya) – наиболее популярное место для съемок рассвета в Багане. Приехали к пагоде и тут выяснилось, что посещать храмы, пагоды, ступы и даже дворцы можно только без обуви (даже носки оставить нельзя). И если просто ходить по храмам босиком особой проблемы не доставляет, то лазать по полуразрушенным старинным храма босиком не совсем удобно и даже несколько травмоопасно.
Поэтому совет, если не планируется езда на велосипеде или осмотр Багана пешком, то лучше надеть какие-нибудь шлепки a la вьетнамки. Также стоит иметь с собой влажные антибактериальные салфетки, которые будут полезны при посещении Попы, холма в Мандалае и прочих мест, где значительное пространство находится под крышей, куда не достает солнце.
Стукнули в колокол. Считается, что бить в колокол нужно нечетное количество раз, хотя нам один монах в буддистском монастыре в Мандалае сказал, что бить нужно именно три раза. И поехали осматривать храмы Багана.
Весь маршрут был записан на GPS, поэтому есть надежда на то, что удастся восстановить названия тех мест, в которых мы побывали. Но это несколько позже.
Наступило время обеда и мы поехали на ланч. И тут я совершил первую гастрономическую ошибку. Говорила мне бабушка: "внучек, всегда мой руки перед едой, остерегайся рубленого мяса в общепите, не ешь листовой салат и остерегайся напитков со льдом и свежевыжатых соков в жарких странах". Но, поскольку, мозги после перелетов, смены часовых поясов, жары и с голодухи работали слабо, помимо всего прочего был заказан салат из сардинок, которые были с довольным урчанием сожраны вместе с листьями салата, украшавшими тарелку.
После ланча были осмотрены еще несколько храмов.
В какой-то момент стало понятно, что наступил информационный перегруз и мы поехали погулять по пристани. Тут была совершена вторая гастрономическая ошибка – выпит кокос.
Традиционная поездка по храмам Багана заканчивается наблюдением заката с вершины одного из храмов. Нужно только учитывать, что в разгар сезона нужно приезжать туда заблаговременно, так как иначе на верхних ярусах банально не будет места.
Посмотрели закат. Сфотографировали. И поехали в отель.
Поскольку ужинать особо не хотелось, то пошли в соседний ресторанчик выпить чего-нибудь прохладненького. И здесь была совершена третья гастрономическая ошибка – было выпито несколько маргарит из свежей клубники.
Через какое-то время листья салата, кокосовое молоко, клубника и лед между собой договорились и следующая пара дней была проведена на диете из риса, имодиума и левометицина.