Три недели в Азии: Филиппины

Предыдущая поездка завершилась попыткой обменять путеводитель по Венесуэле на путеводитель по Филиппинам. Этого сделать не получилось, и, в итоге, Венесуэла была банально продана с небольшим дисконтом от госцены. Но из этого факта можно было понять, в каком направлении мы двинемся дальше.

Но все было не так просто – так как было еще желание съездить в Мексику. Тут и очередное спецпредложение по Америке пришло от Люфтганзы. И казалось, что все – белый песок десяти тысяч островов Филиппин откладывается, и мы едем смотреть пирамиды, общаться с шаманами, пить текилу и закусывать какими-то хитрыми грибами... Но только я собрался бронировать билеты, выяснилось, что супругу угораздило ввязаться в процесс обмена паспорта. А поскольку в нашем царстве-государстве, в отличии от остальных цивилизованных и не очень стран, этот процесс занимает минимум месяц, билеты по акции естественно кончились.

В итоге было решено ехать в Азию и началась прокладка маршрута. Рассматривались следующие варианты: Мьянма (она же Бирма) через Таиланд, Филиппины через Гонконг (причем посещение Гонконга было обязательным пунктом программы). Также, но менее серьезно, рассматривался вариант прилететь в Пекин, проехать по Китаю и улететь из Гонконга. В итоге Китай отпал из-за подготовки к открытию World Expo, в борьбе же между Мьянмой и Филиппинами с перевесом в одно очко победили Филиппины, и был заказан очередной путеводитель.

Все цены и маршруты, приведённые в рассказе, актуальны на время поездки, то есть на март-апрель 2010 года.

С собой было взято два фотоаппарата – зеркалка и водостойкая мыльница. Параллельно писался трек GPS, поэтому часть фотографий снабжена координатами и геотэгами. Координаты прописаны только в части фотографий, так как выяснилось, что нет софта, который может корректно писать в равы Olympus. Писать то он пишет, но потом эти файлы прочитать невозможно. Можно, конечно, перекодировать уже проявленные фотографии, но это будет делаться постепенно.

Сам GPS-трэк поездки выглядит вот так:

Примечание: если нажать на фотографию, то она откроется в полном размере.

Подготовка

Как я уже отметил ранее, обязательным пунктом программы было посещение Гонконга. Поэтому корейские и японские авиакомпании отпали сами собой, следом, из-за ну очень длинным стыковок, отвалились ближневосточные перевозчики. В итоге остались два варианта: Москва-Пекин-Гонконг-Манила и обратно на Air China или Москва-Гонконг-Манила связкой Аэрофлот/Cathay Pacific. Из Гонконга в Манилу можно было еще улететь Cebu Pacific или другими филиппинскими перевозчиками, но они летели либо рано утром, либо поздно вечером, а Аэрофлот в Гонконг прилетает около одиннадцати часов утра. Преимуществом Аэрофлота был удобный ночной перелет в Гонконг, но и обратно он должен был вылетать утром, что, конечно, не очень удобно, так как фактически пропадает день. Но, как выяснилось, Аэрофлот часть дней недели вылетает из Гонконга по утрам, а часть – поздно вечером. Причем на эту особенность я наткнулся на сайте Cathay Pacific, которые летают из Гонконга в Москву по кодшарингу с Аэрофлотом. Сайт же Аэрофлота после редизайна стал до такой степени запутанным, что никакой путной информации получить стало невозможно.

Оптимальным вариантом было бы закупиться на весь маршрут у Cathay Pacific, и даже удалось бы немного сэкономить, но не тут то было. Cathay Pacific действительно продают места на рейсы Аэрофлота, но только по маршруту Манила-Гонконг-Москва и обратно. Купить же билеты из Москвы оказалось нереальным.

В итоге купили билеты Москва-Гонконг-Москва и только после покупки билетов обнаружили, что часть нашей поездки приходится на Страстную Неделю, то есть на Holy Week или Semana Santa, как ее называют в испаноязычных странах.

Немного фактов раз. Semana Santa.

Страстная Неделя – последняя седмица Великого поста, предшествующая Пасхе и следующая за Неделей цветоносной (шестое воскресенье Великого поста), во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа. Все дни Страстной седмицы носят название "Великих" – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д, также употребляется эпитет "Страстной".

Традиционно, в большинстве стран, дни с четверга по понедельник являются выходными. Если говорить о Филиппинах, то, уже начиная с Великого Понедельника, многие не работают и, соответственно, начинают перемещаться по стране с места на место. Все это приводит к тому, что не хватает билетов на самолеты и автобусы, не хватает мест в гостиницах и прочие издержки длительных выходных. При этом, начиная с Четверга, закрываются даже крупные торговые центры.

В Lonely Planet Philippines в разделе "Когда ехать" так и написано, что Филиппины можно посещать в любое время года, кроме Страстной Недели.

Поэтому мы на финальную часть поездки поставили пять дней Гонконга и два дня Манилы, так как справедливо решили, что на Страстную Неделю местный народ как раз постарается выехать из Манилы по модным курортам.

Маршрут

Большинство путешественников, посещающих Филиппины, обычно посещают следующие места: Coron (Busuanga), El Nido (все это относится к провинции Palawan), Bohol, где шоколадные холмы и очень много диких долгопятов, ну и, естественно, Boracay (Боракай) с его вечной тусовкой и белоснежным песком. Некоторые едут только на Боракай, но они не в счет.

Изначально наш маршрут также строился аналогичным образом: Manila-Coron-El Nido-Bohol-Boracay-Manila. Но специфика филиппинской логистики такова, что практически все перелеты приходится делать через Манилу, причем зачастую с ночевкой в Маниле, а этого не очень хотелось. El Nido отпал из-за необходимости многочасового перехода на лодке Coron-El Nido и последующего переезда на машине по плохой дороге в Puerto Princesa. Поэтому Central Palawan мы решили оставить в стороне и посетить его в следующий раз, уделив ему достаточно времени. Bohol (Бохол) же решили поменять на Legaspi (Легаспи) и окрестности. Несмотря на то, что с погодой в Легаспи нам не очень повезло и дыма над вулканом мы так и не увидели, считаю, что с заменой мы не прогадали.

Соответственно, после многократных перестановок, маршрут получился следующим: прилет в Манилу, ночь рядом с аэропортом, утром вылет в Бусуангу, две ночи в Короне, вылет на Боракай со стыковкой в Маниле, шесть ночей на Боракае, вылет и ночевка в Маниле, вылет в Легаспи, переезд и ночевка в Донсоле, ночевка в Легаспи, вылет в Манилу, две ночи в Маниле, вылет в Гонконг, пять ночей в Гонконге и обратно в Москву.

Билеты брали заранее, решив не надеяться на удачу и не пытаться ловить спецпредложения. Практически всюду летали на Cebu Pacific, только с Боракая летели на SEAIR. Хотя везде пишут всякие ужасы про непунктуальность филиппинских авиакомпаний, у нас все было четко – только один раз вылет задержался на 20 минут. Все остальные разы вылетали точно в срок, а пару раз даже раньше.

Гостиницы также по всему маршруту, за исключением Легаспи, бронировали заранее.

Перелет

Летели Аэрофлотом, самолет был довольно неплохой, места для ног хватало. При регистрации предложили за 250 долларов с носа пересесть в бизнес-класс, но жаба сказала свое веское слово и мы решили, что лучше эти 500 долларов проесть-пропить на Филиппинах.

Зашли в бар выпить по кружке пива, следом за нами пришла компания братьев наших младших, летевших из Украины с кучей бухла из дьюти фри. Они с ним расположились за соседним столиком и начали отмечать первую остановку. Причем делали это с украинским размахом, разве что сало не доставали. Работникам бара, чтобы не приставали, они дали 200 долларов, чем они вполне удовлетворились.

Лететь ночью удобно – можно даже попробовать уснуть. А поскольку Аэрофлот уже несколько лет назад принял волевое решение наливать алкоголь только за деньги, все угомонились довольно быстро, даже с украинскими друзьями проблем не было. У меня со сном в поездах и самолетах проблемы, а вот супруга спит как сурок – даже завидно.

В общем прилетели в Гонконг, зарегистрировались на рейс до Манилы, весьма сильно удивив работницу Cathay Pacific тем, что у нас нет багажа и пошли спать на креслах в районе своего гейта. Аэропорт Гонконга в первую очередь примечателен тем, что он не просто большой, а очень большой. Если верить нумерации гейтов, то их там чуть более пятисот. И везде весят отдельные указатели "Тайванец – ходи сюда". Уж не знаю, что там с ними делают – наверное завербовать в Коммунистическую партию Китая пытаются.

В общей сложности пришлось тусить в аэропорту около четырех часов, пока не объявили посадку на нах рейс. Вообще хочется отметить, что Cathay Pacific самая бестолковая из всех авиакомпаний, на которых приходилась летать, соответственно процедура посадки у них заморочена до невозможности. Начнем с того, что сначала надо во время посадки отловить человека, который посмотрит на твой паспорт и поставит на посадочный два штампика. причем начинает он проверять паспорта где-то в конце очереди. Но если вы думаете, что паспорт после этого можно убирать – не тут-то было. Его еще раз внимательно проверят перед входом в гейт. Также стоит отметить, что примерно за двадцать минут до посадки в самолет, они начинают метаться, что-то распечатывать и что-то громко выяснять по рации, сверять какие-то списки, тем самым внося дополнительный разброд и шатания.

В общем приземлились мы в аэропорту Манилы, Терминал 1.

Манила

Довольно быстро прошли паспортный контроль, между делом пройдя проверку на симптомы свиного гриппа, поменяли деньги по курсу 45,5 песо за 1 доллар США и пошли искать такси. Из аэропорта можно выбраться следующими способами: купить талончик на такси, заранее оплатив поездку (правда стойку с талончиками в первом терминале мы не видели), сесть на желтое аэропортовое такси (посадка 70 песо и сколько то там за каждые 300 метров), поймать стандартное белое такси (посадка 30 песо и раза в два дешевле за каждые 300 метров, по сравнению с желтым), сесть на автобус или джипню и поехать общественным транспортом. То есть оптимальным получается белое такси, но его стоянки в аэропорту нет.

Чтобы не сильно заморачиваться, мы встали в очередь на желтое такси. Таксист, как водится, сразу понял, что мы свежеприехавшие и начал нам давать всякие карты местности и разводить на то, чтобы утром нас забрать из отеля и отвезти в аэропорт. В конце концов мы согласились. До гостиницы доехали довольно быстро, на счетчике получилось 320 песо. Даем ему бумажку в 1000, он что-то начинает бормотать и дает сдачи 400. Спрашиваем что за нах и не о*** ли он? Он начинает что-то бормотать, что остальное это депозит в счет завтрашней поездки, в итоге дает еще 100. Повторно спрашиваем, а это что за нах? Он типа бормочет, что это 70 песо за посадку, но потом достает еще 100 и дает нам. В итоге совет – расплачиваясь с таксистами лучше не вводить их в искушение и давать им деньги по счетчику + чаевые без сдачи. Иначе начнется плач юродивого и рассказ про тяжелую жизнь и отсутствие денег, чтобы дать сдачу. Если же что-то не нравится – счетчик не включил, счетчик считает что-то не так, повез не туда, останавливайтесь, выходите и ловите следующую машину – их там море.

Немного фактов два. Манила – город контрастов.

Манила (Manila) – крупнейший (в составе конурбации Большая Манила) город Филиппин, экономический, политический, культурный центр, столица государства.

Население 1660714 (2007). С пригородами – 12285000 человек (2005). Является одним из городов с самой высокой плотностью населения в мире.

Город расположен на острове Лусон, при впадении реки Пасиг в Манильский залив Южно-Китайского моря. Город был основан 24 июня 1571 Лопесом де Легаспи. Самый старый район города – Интраморос, был возведен испанской администрацией в конце 16 века. В его стенах проживали преимущественно испаноязычные семьи. В ходе второй мировой войны подвергся разрушению, но был затем восстановлен. Современное его население – около 5 тыс. человек.

В ходе истории Манила пережила много войн, в результате чего разрушены многие архитектурные, исторические и культурные памятники. Сейчас Манила – крупный культурный центр, где сосредоточено несколько университетов.

В Маниле большое количество моллов и торговых центров. Один из самых крупных – SM Mall of Asia (MOA), который является четвертым в мире по размеру торговым центром в мире. По размеру он как две с небольшим Меги Химки, но организован гораздо толковее и удобнее.

Еще Манила является побратимом Москвы и наверное в том числе и этим объясняется тамошний бардак.

Поселились в гостинице Mabuhay Manor, бросили вещи и пошли прогуляться по окресностям. Начинало темнеть, в окрестностях раскинулся стихийный рыночек со шмотками, мобильными прибамбасами и филиппинскими шашлычками. В итоге купили местную SIM-карту и пошли спать. Гостиница оказалась вполне приличной, в правилах проживания было отдельно отмечено, что нельзя употреблять наркотики, в том числе и разрешенные, нельзя приходить с оружием и играть в азартные игры на деньги. У нас этого ничего не было, поэтому мы с чистой совестью легли спать. Хотя, чего уж тут скрывать, понятие "разрешенные" наркотики заинтересовало – что это за зверь такой и как его едят.

Утром встали, позавтракали – звонок с рецепции – наш таксист уже приехал. Похоже так хотел заработать на глупых белых новичках, что приехал за полчаса до назначенного срока. Мы не особо торопясь выписались из гостиницы, забрали депозит и поехали в аэропорт. Вылет у нас был из терминала 3, из которого летает Cebu Pacific и еще пара авиакомпаний. Это самый новый терминал, недавно построенный и еще до конца не заселенный. По счетчику получились 300 с небольшим песо, но наш таксист сказал, что надо еще 200 за встречу. На этот раз спорить не стали – дали ему 500 песо и пошли на регистрацию.

Поскольку, напуганные рассказами о непредсказуемых манильских пробках, мы приехали весьма заранее, то пару часов пришлось шататься по аэропорту. В конце концов объявили посадку, довольно бойко всех утрамбовали в относительно небольшой ATR-72 и поехали на взлет с небольшим опережением графика.

Coron (Корон)

Приземлились в аэропорту Busuanga (Бусуанга), что на одноименном острове.

Поскольку мы летаем без багажа, то мы вышли из здания аэропорта самыми первыми. На парковке стоят несколько джипней, микроавтобусов и прямо у выхода толпа аборигенов, предлагающих поехать в Корон по 150 песо с носа. Выбрали бойкого мальчика, который посадил нас в микроавтобус, завел двигатель, включил кондиционер и пошел искать других попутчиков. Довольно быстро все места были заняты, мальчик влез на крышу и мы поехали в город Корон.

У нас был забронирован отель Микеланджело или как его называют местные Майхелангело. Вполне неплохой отель, с собственным причалом. Единственный недостаток – до центра города надо добираться минут 10 на трицикле.

На первый день у нас была запланирована поездка по ближним островам, на следующий день – немного подальше.

В общем приехали в отель, вышел сам владелец Дон Альберто и сказал, что он сейчас позвонит и вызовет лодку. Минут тридцать он кому-то названивал, ругался по-итальянски и потом сказал, что ничего не понимает – лодочники сказали, что сейчас приедут, а потом у них отключился телефон и они пропали с радаров. Не иначе как людоеды на них напали и съели.

В итоге мы поймали трицикл и поехали на пристань. Трицикл это мотоциклетка с коляской под крышей, причем весьма маломощная. В коляску влезает три филиппинца и еще одного-двух сажают за водителем. В нашем случае в коляску помещался я один и вся эта конструкция весьма сильно перевешивалась, да и крыша была несколько низковата, но, тем не менее, водитель стиснув зубы вез нас на место.

Приехали на пристань, а поскольку время было уже около 12, до лодок было весьма немного. Начали договариваться на счет лодки на два дня, требуя скидки, респект и уважуху. Изначально нам зарядили 1500 песо по стандартному маршруту по ближним островам и 3500 песо за поездку на дальние острова. В общем цены стандартные. После недолгой торговли мы договорились на 1500 песо за стандартный маршрут и 3000 песо за дальний. Прыгнули в лодку (или как ее тут называют банкгу), парни быстренько съездили за бензином и поехали в сторону острова Coron.

Немного фактов три. Предприимчивые аборигены.

Coron (Корон) – остров в северной части Palawan, радом с островом Busuanga. Расположен на расстоянии около 300 км на юго-запад от Манилы. Известен большим количеством кораблей, затонувших во время Второй Мировой войны и поэтому особо любим дайверами.

В 1998 году племена Tagbanua, проживающие на острове, получили Certificate of Ancestral Domain Claim (CADC), на основании которого они получили в пользование 22 тысячи гектаров – остров и море вокруг. Это дало им право устанавливать собственный режим посещения острова. Именно поэтому, большая часть острова закрыта для посетителей, а за посещения наиболее популярных у туристов мест они берут фи (fee).

Вообще, говоря о Филиппинах, стоит отметить, что фи берут везде и постоянно.

Стандартный маршрут можно посмотреть на фотграфии ниже.

Но постольку мы знали, что из себя представляют все эти места, мы решили съездить на озера Kayangan и Barracuda и, если останется время, на Skeleton Wreck – остов затонувшего японского корабля.

Поскольку мы приплыли относительно поздно, народу на озере практически не было. Поэтому можно было спокойно пофотографировать и искупаться. Вода чистейшая, но соленая.

Денег за посещение озера содрали больше всего – по 200 песо с головы, если я ничего не путаю. Но оно того стоит. На озере провели час-полтора и двинулись далее, к Barracuda Lake.

Barracuda Lake. Чтобы добраться до озера, нужно перебраться через довольно острые скалы, с которых если навернешься, то будет весьма больно и неприятно.

Еще озеро знаменито тем, что на глубине нескольких метров проходит видимая граница между слоем соленой и пресной воды, но увидеть это доступно только дайверам. Хотя находятся снорклеры, которые уверяют, что тоже ее видели, но я им не верю.

Фи берут на выходе, так как многие так и не рискуют лазать по скалам. Хотя в бухте было несколько лодок – на самом озере мы были в гордом одиночестве.

Следующая остановка Skeleton Wreck – какая-то кучка металлолома в мутной воде, за просмотр которой еще надо платить деньги. В общем, полная фигня.

На этом первая часть нашего плавания закончилась и мы поплыли обратно в отель. Близилось время заката, поэтому мы полезли на гору Tapyas смотреть закат. Практически до подножия горы доехали на трицикле – немного пришлось пройти пешком, так как трицикл в гору не потянул. Далее на гору вела лестница из 700 с небольшим ступенек, которую, как гласил плакат, построили на деньги налогоплательщиков. В самом начале лестницы местная молодежь предлагали купить холодную воду и лимонад.

И пошли мы по ступенькам. В жару. В духоту. Солнцем палимые. Высота каждой ступеньки сантиметров по сорок. Но мы люди опытные, мы даже по горам в джунглях лазали. В итоге одолели подъем минут за пятнадцать, пофотографировали вокруг и стали ждать заката. Закат пришел примерно через час и оказался весьма неплохим.

В общем солнце зашло и мы стали спускаться. Учитывая высоту ступенек, спускаться было даже сложнее, чем подниматься. В итоге все это мы осилили, зашли в первый попавшийся магазинчик, купили по паре бутылок пива и по шашлычку.

Немного фактов четыре. Про деньги и цены.

Как я говорил ранее, курс песо к доллару примерно 45 к 1. Несложно подсчитать, что к рублю получается 1,5 к 1. По ценам расклад примерно такой:

Бутылка пива 0,33 – 30-40 песо. В основном это местный San Miguel Pilsen, весьма неплохой на вкус. Есть еще светлое пиво типа латиноамериканской cerveza, но у меня к такому пиву со времен Венесуэлы отвращение.

Бутылка рома 0,75 – 50-75 песо. В зависимости от выдержки (3-8 лет).

Бутылка кока-колы или воды 1,5 литра – 30-35 песо. Но вообще, кока-кола и прочие лимонады немного дешевле воды.

Маленький филиппинский шашлычок – 5-15 песо в зависимости от содержимого, дороже всего говядина.

Balut – 20 песо, это вареное утиное яйцо, в котором находится утиный зародыш. То есть вроде как яйцо, с белком и желтком, но также и маленький утенок с клювом и перьями. В общем, весьма забавная вещь.

Салат и суп в ресторанчике – 100-150 песо.

Основное блюдо – 150-300 песо.

Манго – 30-50 песо за килограмм.

Прачечная – около 70 песо за кг постирать и погладить.

Утолив жажду, пошли дальше в поисках чего-то более серьезного. Набрели на какой-то гриль бар, заказали пива и всяких морепродуктов. Поскольку мы не заказываем рис, то того количества белковой пищи, которое принесли, оказалось явно недостаточно, особенно учитывая, что мы недавно лазали по лестницам, а до этого активно плавали и ныряли. Думали взять еще – но вот незадача, большую часть наличных денег мы оставили в отеле. Пришлось ехать в отель и догоняться там. Дон Альберто считает себя великим шеф-поваром, особенно в приготовлении пасты и лазаньи. Но в этот день мы решили взять по салату и кальмары. Все оказалось весьма неплохим, хотя и готовил какой-то местный филиппинец. Еще у Дона Альберто неплохая коллекция итальянских вин. Правда мы итальянские вина не очень жалуем, но на безрыбье...

На следующий день были запланированы Sangat, Apo, Lusong и Coral Garden. Часиков в девять, немного порешав всякие вопросы, отплыли. Запланировали посмотреть два корабля (Lusong gunboat и еще один около острова Sangat) и поснорклить в Coral Garden. Плыли около часа, дул довольно сильный ветер и волнение на море тоже было довольно сильным. Добрались до первого корабля – все гораздо интереснее, по сравнению со Skeleton Wreck, при этом не надо ничего платить.

Дальше поныряли на рыбной ферме, но там как-то с рыбой было не ахти и поплыли в сторону Lusong gunboat. Подплыли к нему, встали на якорь и поняли, что из-за ветра и волн к самому кораблю вплавь не добраться.

В итоге поплыли к Coral Garden. Вот такая красота – рыбы, живые кораллы.

Вдоволь нанырявшись, пошли в обратную сторону, по пути сделав остановку возле мангровых зарослей. Манграм я всегда поражался, вернее тому, как они умудряются расти в соленой воде.

Высадились прямо в отель и пошли гулять по городу. Дон Альберто все агитировал нас съездить на горячие источники, но трястись 20 минут на трицикле было лень, поэтому на источники мы так и не попали.

В городе побродили по рынку, где съели балут. Вкус непередаваемый, но прикольный. Потом вернулись в отель и посмотрели закат с новой точки.

Была пятница, поэтому постояльцев в отеле прибавилось. На этот раз мы решили попробовать фирменную итальянскую пасту, запив ее бутылочкой итальянского вина. Вино оказалось так себе, а вот соус лично мутил Дон Альберто. Вершиной приготовления пасты было то, что Дон Альберто лично подошел к столику и лично потер на пасту пармезан. Причем сыра он натер весьма экономно, подозревая, что этот кусочек у него сохранился еще со времен Италии.

Паста оказалась ничего, но у меня обычно получается лучше – в ней не хватало остроты и аромата, да и томатов он пожалел.

На следующее утро встали, позавтракали и стали ждать микроавтобуса до аэропорта. Микроавтобус заказали заранее в офисе авиакомпании. Микроавтобус опоздал минут на десять и заставил нас немного поволноваться – кто знает этих филиппинцев, вдруг они что-то не так поняли или перепутали. Даже позвонили в представительство и подняли небольшой кипешь.

Но все оказалось хорошо и мы приехали в аэропорт. В аэропорту даже не оказалось рентгеновского аппарата и его роль выполняли двое сотрудников службы безопасности, которые копались в сумках. Правда искали они не оружие или бомбы, а сверхнормативные жидкости. Стоящих перед нами немцев они заставили выбросить бутылочку с кремом для загара.

Через какое-то время прилетел самолет, мы в него сели и с опережением минут в пятнадцать он взлетел и взял курс на Манилу, откуда мы должны были вылететь транзитом на Боракай. Что приятно, поскольку мы летели транзитом, то аэропортовый сбор (или фи) мы платили только в Бусуанге, то есть 20 песо, против 200, которые надо платить в Маниле.

Через пару часов объявили посадку и мы загрузились в самолет, следующий в Caticlan – воздушным воротам острова Боракай.

Boracay (Боракай)

Немного фактов пять. Боракай – вечная тусовка.

Википедия, по крайней мере в русскоязычной ее части, говорит о Боракае весьма скупо: Небольшой тропический остров в составе центральной части Филиппинского архипелага, расположен в двух километрах к северу от острова Панай, площадь 10,32 квадратных километра, длина около 7 км. Боракай является одним из главных рекреационных регионов Филиппин, центром пляжного отдыха, дайвинга и кайтсерфинга. Основная достопримечательность острова – Белый пляж (англ. White Beach).

В принципе все так и есть, но на самом деле Боракай – это нечто большее и многие едут на Филиппины исключительно ради Боракая. Боракай – это классический пляжный отдых, толпы народа, стандартные развлечения типа катания на яхте, банане и прочих водных развлечений. Очень дешевый ром, дискотеки по ночам, случайный и не очень секс, наркотики и все остальные составляющие острова, входящего в десятку "лучших" пляжей мира. Непонятны только критерии, определяющие эту "лучшесть". С другой стороны я не ЦА подобных мест и может быть поэтому не могу оценить всю прелесть подобного времяпрепровождения.

Причем стоит отметить, что исключительно на Боракае попадаются побирающиеся молодые женщины с грудными младенцами (ну как тут не вспомнить московское метро и профессиональных нищих). Я не буду утверждать, что попрошаек на Филиппинах нет – они нам попадались и в Маниле и в Легаспи, ну разве что в Короне их не было. Но суть именно в том, что попрошайничество на Боракае поставлено на поток и четко заточено под целевую аудиторию – праздношатающихся и отдыхающих туристов из благополучных Европ и Америк.

В общем, прилетели мы в Катиклан, заполнили анкеты и выбрались из здания аэропорта. Сразу возле выхода стоит будка, в которой продают билеты и берут всякие фи:

  1. Фи на сохранение дикой природы острова Боракай, которая за прошедшие тридцать лет нещадно попорчена туристами и местными жителями.
  2. Билет на лодку
  3. Плата за транфер – трицикл подешевле, минивэн подороже, причем существенно подороже.

На самом деле, дорога от аэропорта до порта пешком занимает минут 5-7 прогулочным шагом. Поезда на трицикле или на минивэне примерно столько же, так как, наверное, чтобы не было обидно и мучильно больно за потраченные деньги, они едут в обход. Конечно, если у вас куча вещей, то придется ехать, причем в этом случае лучше потратиться на вэн, так как езда на трицикле в обнимку с чемоданами удовольствие весьма сомнительное.

Некоторое время потребовалось на то, чтобы объяснить человеку из будки, что нам нужен только природный фи и билет на катер и на фиг не нужен трансфер. В конце концов мы получили билеты и двинули в сторону порта.

Оказалось, что мы оплатили не все возможные фи – в кассе порта надо еще оплатить терминал фи и пройти паспортный контроль (странно, что за это денег не взяли). После завершения всех формальностей мы наконец-то уселись в бангку, немного подождали, пока в нее запихнут всех пассажиров и двинули в сторону Боракая.

В порту Боракая бегают "помогальники" и рассаживают вновь прибывших по трициклам, которые уже всех развозят куда надо. Нам нужно было на вторую станцию в отель Golden Phoenix Resort, где у нас был забронирован номер.

Немного фактов шесть. Про отели.

Отелей на Боракае масса на любой вкус и кошелек и это не стандартный штамп – это действительно так. Поэтому многие, особенно не в сезон, едут и ищут отель на месте, нещадно при этом торгуясь.

Не в сезон это вполне неплохая тактика, особенно если вы готовы после перелета ходить по пляжу и искать подходящий отель и далее жестко торговаться. В сезон с местами гораздо хуже и в понравившемся отеле их может просто не оказаться.

В любом случае, нужно заранее представлять, где вы хотите остановиться и иметь примерный список желаемых отелей и уровня цен в них. Иначе поиски могут затянуться.

Не буду останавливаться подробно на географии Боракая, так как об этом можно прочитать в любом путеводителе.

Если же коротко – есть Белый пляж, который является основным тусовочным местом острова. Он условно разделен на три части – по количеству лодочных станций, которые когда-то там были. Первая станция – все относительно пафосно, дорого, тихо и спокойно. Все хорошо, но до тусовки и основных баров-расторанов придется прогуляться. Вторая станция – центр пляжа, шум, гам и основная тусовка. Третья станция – нечто среднее между двумя первыми.

На противоположной стороне острова находится пляж Балабог (Bulabog Beach), где все время дует ветер и поэтому он так любим серферами и кайтерами. Соответственно проживание также заточено под этот контингент.

Ну и, естественно, на острове есть несколько ресортов клубного типа с собственными пляжами, полями для гольфа и прочими прелестями уединенного отдыха.

Отели Боракая представлены в основных системах бронирования, поэтому проблем найти что-то на свой вкус нет. Если же хочется жить совсем бюджетно, то нужно идти на вторую-третью линию от пляжа и искать подходящий гест.

Как я уже писал, мы ехали на Боракай перед самой Пасхой, то есть в самый разгар сезона. Поэтому мы решили забронировать отель заранее. Как-то сразу глаз упал на Golden Phoenix Resort – уж больно все красиво выглядело на фотографиях и цена была очень заманчивая. Но поскольку отель открылся осенью 2009 года, то никаких отзывов о нем не было. В итоге решили рискнуть и забронировали его.

Отель в целом оправдал ожидания – хороший и приветливый персонал, большие и удобные номера, все совершенно новое, есть даже несколько собственных лежаков на пляже.

Единственным минусом была еда, которую подавали на завтрак. Отель принадлежит китайцам и заточен под китайских туристов. Соответственно завтраки тоже заточены под китайцев, например хит программы – это сушеные рыбные головы, которые у китайцев шли на ура. Соответственно белым остаются яйца в разных вариациях, соки (как и везде разбавленные) и фрукты. Но с другой стороны никто не заставляет завтркать в отеле – вокруг масса кафе и ресторанов на любой вкус.

Приехали мы во второй половине дня, кинули вещи в номер и пошли на пляж. Тут же привязался торговец, или как их тут называют – вендор и начал предлагать экскурсии, мотоциклы и прочие развлечения. Причем чувствуется, что русо-туристо являются частыми гостями Боракая, так как местное население уже успело выучить фразы типа "привет, как дела?", а также некоторые русские идиоматические выражения типа "ох****льная рыбалка".

В общем и целом один день на Боракае не сильно отличается от другого – пляж, прогулки по острову, поедание морских гадов, питье рома, ну и далее по кругу.

В один из дней мы, правда, решили взять лодку и прокатиться вокруг острова, но с погодой не повезло и поэтому пришлось ограничиться подветренной стороной. Во время этой морской прогулки мы половили рыбу.

Вообще сам процесс рыбной ловли это довольно забавное занятие. В качестве удочки используется бутылка из под кока-колы, на которую наматывается леска с грузилом и двумя крючками. На крючки насаживаются кусочки креветки и все это (кроме бутылки) бросается в воду. Главное это уловить момент, когда рыба начинает заглатывать креветку и подсекать. Иначе буквально за пару секунд рыба съедает креветку и, не сказав, спасибо сваливает.

В общей сложности мы минут за 40 поймали с десяток мелких рыбешек. Причем мне попадались какие-то экзотические, разноцветные экземпляры. Рыбу мы оставили капитану, и даже не знаю, что он с ней в итоге сделал.

Наконец настал последний день на Боракае и мы двинули в аэропорт. Поскольку выехали заранее, то прибыли в аэропорт часа за три до своего рейса и поэтому договорились, что нас посадят на ближайший рейс.

Обратно мы летели SEAIR'ом на небольшом Dornier 328. После взлета самолет облетел Белый пляж и взяд курс на Манилу.

В Манилу мы прилетели во второй терминал, у стойки желтого такси была огромная очередь и поэтому мы пошли в ту сторону терминала, куда приезжают вылетающие пассажиры ловить обычное белое такси. Поймали его без проблем и до гостиницы на этот раз доехали на 70 песо вместо 300, в которые обошлась бы поездка на желтом.

Разместились мы опять в Mabuhay Manor, бросили вещи и поехали ужинать в Mall of Asia. Тусили не долго, так как утром надо было вставать в 6 часов и лететь в Легаспи.

Окрестности Legaspi (Легаспи)

Предпоследней точкой нашего маршрута по Филиппинам был регион Bicol (Биколь), что в Юго-Восточной части острова Luzon (Лузон). Lonely Plant про Биколь пишет, что там расположены два величайших туристических аттракциона Филиппин – вулкан Майон (Mt. Mayon) и плавание с китовыми акулами. Есть еще, правда, очень красивые острова и пляжи, правда где их на Филиппинах нет, на одном из них даже снимали одну из зарубежных версий Последнего героя.

На Биколь мы запланировали три дня, включая дни приезда и отъезда. При этом мы хотели успеть следующее: обзорная экскурсия по Легаспи и окрестностям, обязательное посещение вулкана и Skyline Hotel, поездка к акулам и пещеры. На эту программу трех дней более чем достаточно, если хочется чего-то большего, то нужно закладывать дополнительные дни.

Как обычно, встали ранним утром, позавтракали, выписались из отеля и поехали в ставший уже родным третий терминал аэропорта. Снова ехали на белом такси, отдели за поездку 100 песо вместе с чаевыми. Что самое интересное, при подъезде к терминалу требуют открыть багажник и туда заглядывают. Таксист сказал, что это так ищут бомбы. Каким образом охранники аэропорта умудряются отличить лежащий в багажнике рюкзак от бомбы, осталась для меня загадкой. Не иначе у них у всех рентгеновское зрение.

Опять испугавшись пробок выехали заранее и в аэропорту оказались за три часа до рейса. Зарегистрировались и пошли гулять по аэропорту. Хочется отметить, что аэропорт, похоже, является местным филиалом Арктики и поэтому наличие теплых вещей является насущной необходимостью.

В Легаспи, в отличии от остальных городов, где мы были, летает относительно большой А320, причем что в одну, что в другую сторону он забит под завязку. Мы попросили, чтобы нас посадили на ту сторону, откуда виден вулкан и нам дали места с правой стороны самолета. Вулкан же оказался с левой стороны, хотя, как говорят очевидцы, при посадке его практически не видно.

Немного фактов семь. Вулкан Майон.

Большая советская энциклопедия (БСЭ) говорит про вулкан очень кратко: Майон (Mayon), действующий вулкан на юго-востоке острова Лусон (Филиппины). Правильный конус высотой 2462 м. С 1615 свыше 30 извержений (наиболее крупные в 1814 и 1897); во время извержений потоки лавы могут иногда достигать моря.

Эту информацию стоит дополнить тем, что Майон находится на границе континентальной Евразийской и Филиппинской плиты, в тектонически крайне активной местности. Из всех вулканов острова Лузон Майон является наиболее активным. Имеет почти совершенную конусообразную форму, основание имеет длину 130 км.

За последние 400 лет он извергался свыше 50 раз. Самое катастрофическое извержение произошло 1 февраля 1814 года, в результате которого поток лавы полностью уничтожил город Cagsawa, и погибло свыше 1200 человек. Извержение в 1993 года унесло жизни 79 человек. С 19 июля 2006 он вновь начал дымиться, лава вытекала в так называемом тихом извержении. В декабре 2009 года извержение перешло в активную фазу, что заставило производить эвакуацию десятков тысяч живущих рядом людей.

Вышли из самолета и вот он – правильный конус вулкана Майон. Вулкан находился и активной фазе и слегка дымился. К сожалению, все три дня в Легаспи на не везло с погодой и поэтому вулкан целиком увидеть так и не удалось.

Как обычно вышли самыми первыми и были атакованы бандой местных таксистов. Нам требовалось проехать по окрестностям Легаспи, заехать в пещеры (Hoyop-Hoyopan Cave и Calabidongan Cave) и потом попасть в гости к китовым акулам в Donsol (Донсол). После непродолжительного торга за 2000 песо заполучили микроавтобус, водитель которого согласился провезти нас по этому маршруту. Он же нас предупредил, что в Calabidongan Cave мы скорее всего не полезем, так как до нее и обратно придется два-три часа идти по жаре. В итоге он оказался прав – в эту пещеру мы не пошли.

Первая остановка Daraga Church – старинная действующая церковь, построенная из черного вулканического камня. Церковь стоит на горе, с которой открывается отличный вид на вулкан.

Осмотрели все вокруг и двинули к следующей точке нашего маршрута – Cagsawa Ruins. Это все, что осталось от города Cagsawa, который был полностью уничтожен извержением 1814 года.

Следующей точкой нашего маршрута были пещеры – Hoyop-Hoyopan Cave и Calabidongan Cave. Ехали примерно час. К пещерам прилагается гид и нужно оплатить фи. Как выяснилось, водитель был прав и до Calabidongan Cave нужно идти несколько километров по жаре, а поскольку нам хотелось засветло попасть в Донсол, посещение Calabidongan Cave решили отложить до лучших времен.

Как сказал гид, в этот проход могут пройти только исключительно сексуальные люди. Я прошел.

Наконец мы выбрались из пещеры, расплатились с гидом и двинули в Донсол.

Donsol (Донсол). Плавание с китовыми акулами.

Посетив большую часть запланированных достопримечательностей окресносей Легаспи, мы направились в сторону городка Донсол, который знаменит тем, что через его бухту проходит ежегодная миграция китовых акул.

Немного фактов восемь. Донсол, рыбаки и китовые акулы.

Donsol (Донсол) – небольшая рыбацкая деревня примерно в часе езды от Легаспи. До 1998 года ничего интересного в деревне не происходило, местные жители занимались охотой на китовых акул, выращивали рис и, в принципе, их жизнь ничем не отличалась от жизни в других филиппинских деревнях. В 1998 году произошло следующее. Какой-то дайвер снял на видео проплывающую мимо китовую акулу и в Донсол потянулись туристы.

Местным жителям быстренько запретили охотиться на акул – лодки с рыбной ловли переоборудовали под перевозку туристов, а местных жителей переквалифицировали в BIO (Butanging Interaction Officer), капитанов и матросов. Также построили Visitors Center, чтобы брать с туристов фи и постепенно начала развиваться какая-никакая туристическая инфраструктура.

Китовая акула (Rhincodon typus) – самая крупная из ныне живущих рыб, достигающая 15 м в длину. Полевые наблюдения свидетельствуют о том, что китовые акулы могут быть и более крупными (до 20 м и даже больше). Самая маленькая из когда-либо пойманных особей имела длину 1,8 м. Вес китовой акулы при длине тела около 11-12 м составляет 12-14 т. Первое знакомство зоологов с этим видом датируется 1828 годом, когда китовая акула длиной 4,5 м была загарпунена у берегов Южной Африки. Однако и в последующие годы эта рыба нечасто попадала в руки ученых (всего было изучено около сотни экземпляров), что вполне объясняется ее крупными размерами и трудностью доставки в научные учреждения. В то же время имеется много сведений о встречаемости этого вида в тропических и субтропических водах, в которых китовая акула распространена очень широко и иногда даже попадается стаями. Она встречается во всех океанах, особенно часто у Филиппинских островов, у Южной Калифорнии и в водах Кубы, но очень редко наблюдается вне тепловодных районов. Китовая акула принадлежит к числу пелагических акул и наблюдается в поверхностных слоях воды. У китовой акулы мощное тяжелое тело, сравнительно маленькая голова с конечным ртом и крохотными глазами и очень большие жаберные щели. Вдоль боков туловища проходят продольные гребни. Хвостовой плавник имеет полулунную форму, а его ось круто повернута вверх. Темно-серое или коричневое тело усеяно многочисленными белыми или желтоватыми пятнами. Размножается китовая акула путем откладывания яиц, которые заключены в роговые капсулы.

Пищу китовой акулы составляют только мелкие планктонные животные – ракообразные, небольшие рыбы и кальмары. Неторопливо двигаясь с широко раскрытой пастью, китовая акула собирает в ротовой полости всякую съедобную мелочь. Когда акула закрывает рот, вода профильтровывается сквозь жаберные отверстия как через своеобразное мелкое сито (сторона его ячей составляет всего 1-3 мм), образованное мягкой губчатой тканью, которая поддерживается хрящиками, соединяющими жаберные дуги. В связи с таким способом питания зубы у китовой акулы очень мелкие и многочисленные (до 15 тысяч).

Миграция китовых акул через Донсол проходит с конца ноября по середину июня, наибольшее число акул можно встретить в марте-апреле.

До Донсола ехали примерно час, поскольку был сезон сбора урожая, то рис рассыпали для просушки прямо на шоссе, и машинам приходилось его объезжать.

Мы поселились в Amor Farm Beach Resort, примерно в пяти минутах ходьбы от Visitors Center и десяти минутах езды на трицикле от центра города. Ресорт представляет собой несколько деревянных домиков в эко-стиле. Домик с душем, но без кондиционера, обошелся нам в 1500 песо, причем 500 песо нужно было заплатить заранее через Paypal. Несмотря на то, что в Paypal было указано, что комиссия за счет продавца, хитрые филиппинцы повесили ее на нас.

Бросили вещи, переоделись и пошли в Visitors Center выяснять про китовых акул. Visitors Center в сезон работает с семи утра, и первая партия охотников на акул стартует примерно в это время. В первой партии мест не было, поэтому мы записались во вторую – которая отплывает около 10:00. Всего же в день проходит три заплыва, причем вероятность увидеть акулу от заплыва к заплыву уменьшается. Теоретически можно записать заранее, но для этого кто-то должен придти в центр заполнить анкету и заплатить фи.

Выяснив все организационные вопросы, вернули в отель, поужинали и улеглись в шезлонгах на берегу моря в ожидании заката. Поскольку остров вулканического происхождения, то песок на пляже темного, почти черного цвета, что придавало особый колорит этому месту.

Было облачно, поэтому сам заход солнца увидеть не удалось, но все равно было красиво.

После заката кто-то из наших соседей поплыл смотреть на светлячков (Firefly Watching), мы же отправились спать.

Встали утром, позавтракали, сдали вещи на рецепцию, так как явно не успевали вернуться до 12:00 на чекаут, и пошли в сторону Visitors Center. Нам сказали, что нужно быть за час до старта, чтобы прослушать инструктаж и посмотреть фильм. Фильм посмотрели, правда самый его конец, до инструктажа так и не дошли, вместо этого подобрали себе ласты и сели в ожидании лодки. Лодка стоит 3500 песо на шестерых человек. Работники центра стараются всех распределить по лодкам по шесть человек, при этом никто не запрещает взять лодку одному – главное заплатить 3500. Мы попали в компанию к четверым филиппинским ребятам и, наверное, поэтому по морю мы плавали дольше всех и увидели в общей сложности трех акул.

Объявили старт, мы сели в лодку, BIO сначала провел инструктаж на филиппинском – говорил, наверное, минут пять. Потом нам сказал на английском, что прыгать в воду по команде и акул не обижать. В общем вот он весь инструктаж.

Стартовали.

Как уже было сказано, питается акула, в основном, планктоном и поэтому, каждый год, сотни представителей офисного планктона привозят в Донсол и вывозят в море к китовым акулам. Именно этим и объясняется, что китовым акулам так приглянулись берега Филиппин для ежегодной миграции.

Команда акулолова состоит из четырех человек: собственно BIO, задачей которого является найти акулу, прыгнуть вместе со всеми в воду и показать акулу; рулевого, который как обезьяна сидит на верхушке мачты; человека на корме, отвечающего за педаль, а вернее за тросик газа; и чувака с веслом на носу, судовая роль которого так и осталась неясной. Подозревая, что раньше, во времена охоты вместо весла у него был гарпун и он как раз и был главным забойщиком. Все четверо непрерывно курят и смотрят по сторонам в поисках акул. Хотя что можно увидеть в этой мутной воде – непонятно.

Плавали мы на верное час, вдруг народ засуетился, BIO скомандовал всем надеть снаряжение и сесть на борту в ожидании его команды. Примерно через минуту он скомандовал "run" и мы все прыгнули в воду и поплыли за нашим BIO. Проплыли метров пять, была дана команда "look" (типа смотреть вниз) – а внизу, прямо под нами не торопясь, в окружении свиты проплывает нечто большое, темное и пятнистое – сначала голова, потом спинной плавник и потом хвост.

Мы поплыли вслед за акулой, поднимая при этом кучу брызг и повизгивая от возбуждения. Через некоторое время акуле это надоело, и она ушла на глубину.

Вылезли в лодку и начали обмениваться мнениями и выяснять, кто что увидел. Рулевой же взял курс на поиски следующей акулы. Второе погружение было менее интересным, так как акула плыла глубже, и увидеть что-то толком не удалось, потом было погружение вообще вхолостую. Мы уже плавали почти три часа, и многие лодки повернули в сторону берега, мы же продолжали бороздить море в поисках акулы. Терпение наше было вознаграждено, и акула была найдена. Опять run, look – и прямо передо мной плоская морда, которая проплывает мимо.

Сказать, что я о**ел – это ничего не сказать. Ощущения непередаваемые. На прощание акула задела меня спинным плавником и величественно поплыла дальше по своим делам.

А мы, в свою очередь, двинули на базу. На базе приняли душ, переоделись, забрали в отеле вещи и поехали на автобусный вокзал, чтобы ехать в Легаспи.

Legaspi (Легаспи)

Теоретически, из Донсола в Легаспи ходят минивэны и джипни, но, может из-за того что было воскресенье, а может еще по какой-то причине, единственным вариантом оказалось сесть на джипни до Дараги, а уже оттуда добираться до Легаспи.

Немного фактов девять. Jeepney (Джипни).

Jeepney (Джипни) – смесь джипа и автобуса, используемая в качестве маршрутки. Изначально джипни изготовлялись из списанных американских военных джипов, у которых удлинялась база и ставился вместительный пассажирский кузов. После того, как американские военные были с островов выгнаны, в качестве доноров для джипни стали использоваться японские грузовички. Кузова же с обилием хрома и ярких деталей изготавливают местные умельцы. Пассажирский отсек в джипни представляет собой две параллельные скамейки – примерно как в метро. В час пик местные ездят не только в салоне, но на задней подножке и на крыше. Обязательным атрибутом джипни дальнего следования является зазывала, который загоняет народ в джипни и собирает плату за проезд.

Наш джипни был примерно на 20 мест, которые за несколько километров от Донсола постепенно заполнились. В принципе, как средство общественного транспорта, джипни относительно комфортен, но вот только высота салона заточена под филиппинцев, в итоге мне всю дорогу пришлось сидеть согнувшись, в итоге затекали, ноги и спина.

Примерно часа через полтора приехали на автовокзал в Дорагу, послали на х** трицеклистов, которые жаждали нас куда-нибудь отвезти, достали путеводитель и начали решать, в какой гостинице остановиться.

Немного фактов десять. Legaspi (Легаспи).

Город Легаспи состоит из двух частей – собственно Legaspi City и Albay District, где расположен аэропорт, правительственные учреждения и манерные отели с бассейнами и прочими прелестями цивилизации.

Места же массового отдыха трудящихся, рынки, едальни и магазины находятся в Legaspi City.

Мы решили остановиться в Legaspi City и выбор пал на Legaspi Tourist Inn, который находится в самом центре Легаспи, прямо напротив памятника национальному герою Лапу-Лапу.

Немного фактов одиннадцать. Lapu-Lapu.

Lapu-Lapu (1491-1542) – национальный герой Филиппин, вождь острова Mactan (Мактан), известный как первый филиппинский борец с испанскими колонизаторами. Разгромил испанцев под предводительством Магаллана в битве за Мактан, а самого Магеллана убил.

Культ Lapu-Lapu на Филиппинах чем-то напоминает культ Боливара в Венесуэле – практически в каждом городе есть площадь и памятник (или улица) Lapu-Lapu и даже есть рыба Lapu-Lapu (морской каменный окунь).

Legaspi Tourist Inn располагается на третьем этаже офисного здания, на рецепции традиционное объявление про оружие, наркотики и азартные игры. У нас ничего этого с собой не было, поэтому мы взяли номер с кондиционером за 900 песо, бросили вещи и пошли на поиски еды.

Первым делом наткнулись на рыночек, где можно было перекусить местными специалитетеми.

Похоже белые люди не очень частые гости в центре Легаспи, так как наше появление на рынке произвело небольшой фуррор, а дети потом долго бежали за нами и показывали на меня пальцем.

В торговом центре зашли в местный куриный фаст-фуд и поужинали. Еды оказалось мало, и поэтому вернулись догоняться на рынок.

Вернулись в отель и обнаружили, что на втором этаже находится офис какого-то туристического агентства. Хотя было воскресенье вечер, мы решили попробовать зайти. В офисе на удивление был народ, у которого мы поинтересовались стоимостью утренней экскурсии на Майон. Сначала нам предложили 1500 песо, которую мы опустили до 1000 и ударили по рукам. Заплатили 500 предоплаты и договорились, что водитель нас будет ждать в семь утра.

Вулкан Майон и Skyline Hotel

Только проснулись – звонок по телефону. Оказывается, наш водитель уже прибыл. Оделись, собрались и вышли грузиться в машину. Поскольку после вулкана планировали сразу ехать в аэропорт, поэтому вещи взяли с собой. Маши представляла собой небольшой хэтчбек Suzuki, но втроем разместились без всяких проблем. Выехали на улицу и с сожалением увидели, что вулкан примерно до середины скрыт в облаках. Обидно, конечно, но ничего с этим не поделаешь.

Мы поехали по дороге через Tabaco, которая немного длиннее, но гораздо в лучшем состоянии. Ехать примерно часа полтора. За окном сменялись деревеньки, городки и рисовые поля. Поскольку был самый разгар кампании по выборам президента, то везде были развешаны плакаты и прочая наглядная агитация. Немного поговорили с гидом о политической ситуации в стране и за рубежом. Оказывается, есть еще страны, где, как ни странно, президента выбирают народным голосованием и кандидаты ведут настоящую политическую борьбу за избирателя. Гид еще мне рассказал совсем небывалую вещь – оказывается, несмотря на определенные заслуги действующего президента в области улучшения жизни филиппинцев, шансов у нее нет, так как страна погрязла в коррупции и что теперь, в отличие от времен Маркоса, взятки берут все, кто имеет какое-то отношение к вертикали власти и что большинству такое состояние дел порядком надоело. Я в свою очередь рассказал, что у нас в России все устроено гораздо проще – действующий президент назначает приемника, которому потом путем всенародного волеизъявления передается вся полнота власти. Что касается коррупции, то у нас ее как таковой нет, а есть только отдельные факты (если кто-то кое-где у нас порой...), которые лишний раз подтверждают постулат о том, что в стране коррупции нет.

Здесь мы повернули на дорогу, ведущую к вершине вулкана, и перешли уже к обсуждению окружающих красот.

Немного фактов двенадцать

Mayon Skyline Hotel – построен на Северо-Западном склоне вулкана Майон на высоте 854 метра (другие источники говорят о 810 метрах). Строительство велось на деньги муниципалитета Tabaco, что, скорее всего и объясняет тот факт, что никто не задумывался о коммерческой составляющей проекта.

Отель был полностью построен, завершена внутренняя отделка, завезена мебель и сантехника – то есть все было готово к открытию. Оставалась лишь нерешенной одна проблема – источник достаточного количества питьевой воды для постояльцев отеля.

Открытию отеля помешал тайфун, а затем он вообще попал в зону безопасности из-за увеличившейся активности вулкана.

Сейчас территория отеля используется для проведения пикников.

Ехали минут 20 по серпантину, припарковались на площадке между планетарием и отелем и пошли гулять по окрестностям. Планетарий был закрыт, а вот осмотреть отель нам никто не мешал. Еще раз мы посетовали на туман – так как, по отзывам, в ясные дни открывается дивный вид на бухту и окрестности.

Сам отель сохранился весьма неплохо, внутри многое осталось нетронутым.

Хотя некоторые помещения напоминали эпизоды из игры Condemned.

Хотя отель считается закрытым, и он находится в зоне безопасности, в одном из флигелей мы обнаружили семью филиппинцев, которые занимаются выращиванием и продажей бонсаев.

Бонсаи мне очень понравились и если бы не сложности с их перевозкой – я обязательно себе прикупил бы один.

Прогулялись вокруг отеля, загрузились в машину и поехали в обратную сторону. По дороге остановились в Tabaco и осмотрели местную церковь.

В аэропорт приехали с большим запасом до отлета, расплатились с водителем, чему он был несказанно удивлен, и стали ждать свой рейс.

С небольшим опозданием (минут в 20) прилетел самолет, мы в него загрузились, самолет взлетел, сделал круг над вулканом и взял курс на Манилу.

И снова Манила. Пробки, смог и еще раз пробки.

Примерно через час сели в аэропорту Манилы Терминал 3. Вышли из терминала, и пошли в сторону отлета ловить белое такси. Поймали, сели в такси он поехал, мы ему говорим, чтобы включал счетчик. Он показал на какую-то коробочку и сказал, что это счетчик, который меряет километраж и километр стоит 70 песо. На это водиле было сказано, что он о***л и ему было предложено ехать искать других лохов. Вышли из машины – сразу остановилось следующее такси, водитель которого без напоминаний включил счетчик и повез нас в гостиницу. Спросил только, почему мы вышли из предыдущего такси. В такси работало радио, которое что-то рассказывало на филиппинском, но попадались знакомые слова типа "lyubyanka, park kul'tury", что нас насторожило, и мы попросили водителя рассказать, о чем собственно речь. Как оказалось, в Москве произошел очередной теракт. Мы сразу связались с домом, чтобы уточнить, что все нормально...

На этот раз мы поселились в Ermita в Best Western La Corona Hotel, рядом с Rizal Park и набережной. Отель оказался вполне приличным, номер большим с новой мебелью и сантехникой.

Оставив вещи в номере, мы пошли гулять по городу. На этот день у нас было запланировано посещение старого города Intramuros, куда мы и направились, пройдя через Rizal Park.

Погуляли по городу, поужинали, вернулись в гостиницу и начали обсуждать планы на следующий день. Изначально мы предполагали поехать на знаменитый вулкан Taal, но все взвесив, решили, что не очень хочется снова вставать ни свет, ни заря и куда нестись по пробкам. Вместо этого решили осмотреть город и посетить океанариум, а на вулкан съездить как-нибудь в следующий раз.

Выспались, встали, не торопясь позавтракали и пошли по набережной в сторону Культурного центра Филиппин (CCP), который был построен во времена Маркоса его женой.

Территория Культурного центра отличалась обилием зелени, тишиной и отсутствием пробок. Дошли до Coconut Palace, внутрь попасть, к сожалению, не удалось, так как в нем шли съемки какой-то мыльной оперы и по этой причине он был закрыт для посетителей.

Прогулялись еще немного по окрестностям, сели в проходящий джипни и поехали в сторону Mall of Asia. Хотелось проехаться на LRT, поэтому доехали на очередном джипни до ближайшей станции LRT, сели в поезд и поехали в сторону отеля.

Lonely Planet характеризует LRT и MRT Манилы как недружелюбные и запутанные, но я с этим утверждением не соглашусь – по крайней мере после московского метро все выглядит очень культурно и цивилизованно. Еще меня поразило, что на платформах для женщин выделены отдельные места, в вагоны они также входят в собственные двери и едут в женской части вагона. При этом им никто не запрещает пользоваться и общей частью вагона.

Зашли передохнуть в гостиницу, после чего пошли в океанариум. Поскольку был будний день (хотя и страстная неделя) – очереди практически не было и минут через 10 мы были уже внутри. Океанариум понравился, особенно туннель через большой аквариум, в котором плавали акулы, скаты и прочая живность.

Поужинать пошли в торговый центр Robinson, который расположен минутах в десяти от нашего отеля. Ужинали в луизианском ресторане на последнем этаже – мясо там готовят просто замечательно. Еще очень понравились рецепты по мотивам креольской кухни...

Утром встали, пошли завтракать. Как оказалось в семь утра (время открытия ресторана) завтрак был еще не готов, и пришлось довольствоваться соками и фруктами, о чем я потом написал свое "фи" на сайте системы бронирования.

Сдали номер, поймали такси и поехали в аэропорт. Поскольку путешествие подходило к концу, то мы решили сдать наши вещи в багаж, чтобы спокойно ходить по аэропорту. Просчитались только в одном – вместе с рюкзаками мы сдали и теплые кофты, а в здании терминала оказалось очень холодно и поэтому приходилось бегать греться в туалет.

Международный терминал оказался хуже терминала 3 – все какое-то старое и обшарпанное. Вроде пунктуальные катайцы немного опоздали, но наконец, нас посадили в самолет, посчитали и мы взяли курс на Гонконг.

Но это уже совсем другая история.