Четверо на четырех колесах: подготовка и пара дней в Бельгии

Как-то раньше, в своих поездках удавалось обходить Европу стороной. С одной стороны это, скорее всего, было связано с относительно большим количеством европейских командировок, а с другой – с необходимостью прохождения муторной процедуры по получению шенгенской визы.

Но были две вещи, которые сподвигли к тому, чтобы изменить традициям. Первое – Диснейленд, куда нужно было свозить детей, а второе – это бретонские устрицы, которые из всех видов устриц нравятся больше всего. Конечно в Диснейленд можно сходить и в Гонконге, а бретонских устриц, если подходить к процессу скрупулезно и осторожно, можно поесть и в Москве. Но лететь до Гонконга 8 часов, что для детей несколько утомительно, а поход в московский ресторан за устрицами сопоставим со стоимостью билета до Парижа. Да и устрицы в местах их естественного обитания должны быть несколько свежее. Тем более, что некоторые путешественники писали о том, что устрицы в Бретани водятся в диком виде и их можно ловить самостоятельно на шабли с лимоном.

Поэтому, несмотря на весь визовый геморрой, решили ехать в Бретань. Недолго думая купили билеты Москва-Дюссельдорф-Москва, тем самым определив начальную и конечную точку пребывания и начали изучать вопрос получения шенгенской визы.

Сам процесс получения шенгенской визы удостоился отдельного рассказа, мы же, сразу после покупки билетов, записались на прием в консульство и стали готовить необходимый пакет документов.

Все цены и маршруты, приведённые в рассказе, актуальны на время поездки, то есть на август 2011 года.

Бретань и бретонцы

Бретань (Bretagne) – регион на северо-западе Франции. Является частью Армориканского массива, что придает ей природную целостность. Массив этот имеет, в основном, равнинный характер, его средняя высота над уровнем моря не превышает 104 метра. Это наиболее древний регион из всех, составляющих сейчас территорию Франции.

Бретань – полуостров, Атлантический океан омывает 4/5 ее периметра, а береговая линия составляет 3 000 км весьма разнообразных по рельефу берегов. Благодаря влиянию океана, в Бретани относительно мягкие зимы и умеренная жара летом.

На протяжении средних веков Бретань лавировала между Францией и Англией. В 1532 году она входит в состав Франции.

Одна из самых удивительных достопримечательностей Бретани – это мегалиты в поселении Карнак, которых насчитывается около 3000. Их появление относят к 6-3 тысячелетию до н. э., и об их значении известно очень мало.

Бретонцы считаются лучшими в стране моряками и рыболовами. Важный промысел Бретани – разведение различных устриц и съедобных ракушек в искусственных бассейнах (устричных парках).

Маршрут

Изначально у нас было понимание, что мы прилетаем в Дюссельдорф, там берем машину и едем в Бретань. После нескольких дней в Бретани мы на пару дней едем в Диснейленд в Париж и оттуда возвращаемся в Дюссельдорф. Таким образом появилась еще одна промежуточная точка нашего путешествия.

Но хитрым французам для получения визы необходимо было предоставить бронирование гостиниц на весь срок пребывания, поэтому в руки был взять Microsoft Autoroute и мы начали прокладывать маршрут.

В качестве базовой точки в Бретани мы решили взять Сен-Мало, т.к. город сам по себе очень красивый и находится вблизи от основных достопримечательностей. На Сен-Мало и окрестности мы заложили 5 дней.

По дороге в Сен-Мало мы решили заехать в Бельгию – так в планах появились Брюссель и Брюгге. Поскольку не хотелось в день проезжать больше 300 км, то появилось несколько технических остановок в живописных местах и в конечном итоге маршрут получился следующим: Дюссельдорф – Брюссель – Брюгге – Хонфлер – Сен-Мало – долина Луары – Диснейленд – Валансьен – Дюссельдорф.

Примечание: если нажать на фотографию, то она откроется в полном размере.

Чисто технически, можно было после получения визы отменить часть бронирований и останавливаться там, где ночь застанет, но тут были два "но". Во-первых поездка планировалась на конец августа, а это какой-никакой сезон отпусков в Европе, а во-вторых нам необходим был семейный номер на четверых, что довольно сильно сужало возможность маневра. Поэтому мы решили ничего не менять и поехали по запланированному маршруту.

Машину бронировали через брокера Economy car rentals. Сначала забронировали типа фокус/гольф, но перед самый отъездом перебронировали на типа "пассат с автоматом". В качестве прокатного агентства нам был указан Sixt. В дополнение к машине с собой взяли два навигатора с Igo и картами Европы – один обычный Mio, второй на базе билайновского планшета на Андроид. Функцию оповещения о радарах решили в навигаторах не активировать, так как это вроде как в Европе не совсем законно.

В общем маршрут мы подготовили, путеводители загрузили, записали на айпад кучу мультиков и игр…

Перелет

Поскольку вылетали мы в воскресенье, то дорога до Домодедова на такси заняла около часа. Пробки были исключительно на аэропортовой площади и на входе в терминал.

Домодедовским терминалом приходится пользоваться довольно часто и тот дурдом, который не так давно организован при входе под лозунгом борьбы с террористами просто поражает, особенно с учетом того, что на электричке можно привезти все что угодно и никто не обратит на это внимание. Служба же безопасности, вместо того, чтобы разделять людские потоки и уменьшать концентрацию людей на квадратный метр, занимается тем, что организует огромные толпы в замкнутом пространстве. Хотя более чем уверен, что все ответственные службы доложили на верх, что ситуация под неусыпным контролем… Как обстоят дела в других терминалах не знаю, но мне почему-то кажется, что немногим лучше.

Регистрацию на рейс прошли быстро и двинули в сторону паспортного контроля. На паспортном контроле, как обычно, из примерно десяти окошек работало три. В общем все как обычно.

Самолет подали на посадку с небольшим опозданием, но вылетели почти во-время, соответственно практически по расписанию приземлились в Дюссельдорфе. На границу и багаж ушло еще минут 15 и мы пошли искать стойку Sixt'а.

Нас там ждали и сходу сказали, что могут нам предложить Ford C Max – кто не знает, это такой маленький минивэн на базе фокуса, причем с механической коробкой. Мы стали им тыкать под нос распечатку, в которой было сказано, что мы должны получить что-то типа пассата или мондео с автоматом. Девушка-прокатчик пыталась нас развести на то, что класс машины и тип коробки это не что иное, как пожелание и попыталась нам втюхать E-Class за небольшую доплату в 12 евро в день. Она естественно была послана и стала снова куда-то звонить и выяснять, какие машины на подходе. Следом за мерсом появилось предложение на сильно подержанный фокус с автоматом, потом БМВ 1-й серии. Эти варианты нам тоже не подошли. В конечном итоге она где-то нашла дизельный Ford Kugo с автоматом и полным фаршем. За него потребовалось доплатить 4 евро в сутки. Мы согласились, после чего на карточке была заблокирована двойная стоимость проката и нас предупредили о том, что франшиза по страховке 700 евро. Размер франшизы нас волновал мало, так как помимо страховки от брокера у нас была еще страховка от английской страховой компании, покрывающая все риски, связанные с франшизой с лимитом в 2000 фунтов.

В принципе, нормальные прокатчики, к которым относится и Sixt, при отсутствии машины заказанного класса, дают более дорогую машину без доплаты. С нас же взяли денег дополнительно. Не знаю, с чем это связано – возможно с тем, что мы брали через брокера и цена уже и так была слишком низкой.

После возвращения мы написали брокеру с просьбой прокомментировать ситуацию. Через некоторое время брокер переслал письмо от Сикста, в котором ему сообщали, что они с проблемой разобрались и вернут нам деньги на карточку.

Оформили документы и пошли на стоянку получать машину. С машиной не обманули – это был новенький паркетник с пробегом 8 тыс. км, стеклянной крышей и навигационной системой, говорящей на немецком. Проверили на наличие повреждений и полного комплекта запчастей. Обнаружили отсутствие домкрата, о чем не преминули сообщить сотруднику, дежурящему на парковке.

После чего вбили адрес отеля во встроенную систему, установили русскоязычный навигатор и поехали в сторону Брюсселя.

Дорога проходила по автомагистралям, поэтому особых красот вокруг замечепно не было.

Брюссель

Примерно через час Германия закончилась, на Голландию ушло еще минут 30 и мы наконец въехали в Бельгию. Отель у нас был забронирован на окраине города недалеко от Атомиума и Маленькой Европы. Основным критерием выбора отеля была простота проезда и наличие парковки, так как по Брюсселю мы все равно планировали передвигаться на общественном транспорте.

Поскольку организм жил по московскому времени, то встали довольно рано и около девяти часов вышли на улицу. Был понедельник, поэтому нас удивило большое количество автомобилей, припаркованных около жилых домов и отсутствие какой-либо будничной суеты.

Припарковались около Атомиума и начали осматривать окрестности, коротая время в ожидании его открытия.

Атомиум

Я поклонился, понимая, что нужно помалкивать. Голова бабки поверх чёрного пухового платка, завязанного под подбородком, была покрыта веселенькой капроновой косынкой с разноцветными изображениями Атомиума и с надписями на разных языках: "Международная выставка в Брюсселе".

Аркадий и Борис Стругацкие. Понедельник начинается в субботу

Атомиум — одна из главных достопримечательностей и символ Брюсселя. Атомиум был спроектирован к открытию всемирной выставки 1958 архитектором Андре Ватеркейном как символ атомного века и мирного использования атомной энергии и построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков.

Сооружение, покрытое изначально алюминиевым слоем, а после завершённого в феврале 2006 капремонта – стальной оболочкой, состоит из девяти атомов, которые объединены в кубический фрагмент кристаллической решётки железа, увеличенный в 165 миллиардов раз. Высота Атомиума составляет 102 м, вес около 2400 тонн, а диаметр каждой из девяти сфер 18 м. Шесть из них являются доступными для посетителей. Сферы соединены между собой трубами длиной 23 м, содержащими эскалаторы и соединительные коридоры. Всего между шарами существует 20 соединительных труб. В средней из них находится лифт, способный за 25 секунд поднять посетителей к ресторану и обзорной платформе, находящимся в самом высоком шаре Атомиума.

Про 25 секунд почти не наврали, лифт действительно быстрый.

Смотреть а Атомиуме, кроме панорамы, открывающейся из верхнего атома, особо не на что.

В одном из периферийных атомов находится детский научный центр, где дети могут проделывать всякие научные опыты. В нашем случае это были эксперименты с абсорбентами, которыми набивают памперсы. Для детей 6-12 лет вполне интересно и познавательно.

Атомиум лучше посещать с самого утра, сразу после открытия – очередь на лифт будет минимальна, да и народу внутри будет не так много. Рекомендую в кассе Атомиума сразу купить билет в Маленькую Европу – это позволит сэкономить время и не стоять еще в одной очереди.

Затем наступила очередь Маленькой Европы.

После чего мы поехали в центр прогуляться по Гран плас и пообщаться с Писающим Мальчиком (Manneken Pis).

К сожалению в этот день, несмотря на довольно прохладную погоду, мальчик писал голым.

Поскольку нам уже было пора ехать в Брюгге, к писающим Девочке и Собачке мы решили не ходить. Если кому интересно, Девочка писает в конце улицы Getrouwheidsgang, а собачка на пересечении улиц Kartuizersstraat и Oude Graanmarkt - все неподалеку от Гран плас.

Вернулись обратно к Атомиуму, забрали машину и поехали в Брюгге. По пути попытались заехать в магазин, но почему-то все супермаркеты, куда нас прилежно доставил навигатор, оказались закрыты. Хотя был понедельник – вроде как будний день.

Брюгге

В Брюгге же выяснилось, что оказывается 15 августа в Бельгии какой-то праздник и поэтому магазины не работают, а местное население сплошь сидит по кабакам и наслаждается бельгийским пивом. Мы тоже решили не отставать, пошли на центральную площадь, смешались с толпой местных и туристов и стали пить пиво, заедая его мидиями. 6 литров, как планировалось, выпить не удалось, но пиво от этого хуже не стало.

На следующее утро еще раз сходили на центральную площадь, сфотографировали местные достопримечательности, примерились, но не полезли на колокольню и стали собираться в дорогу.

В принципе, я полностью соглашусь с теми, кто говорит, что осмотр старой Бельгии нужно начинать именно с Брюгге. В Брюсселе старые постройки сохранились только в центре в районе Гран плас, в Брюгге же дух старой Европы повсюду. Еще я заметил, что в Брюгге, по сравнению с Брюсселем гораздо меньше негров и арабов. Правда эта особенность присуща всем европейским маленьким городам.

Следующая остановки у нас была уже во Франции в деревне под названием Honfleur, неподалеку от курортных городишек Трувилля (Trouville) и Довилля (Deauville). Но это уже совсем другая история.

Подитог

В принципе, двух дней, заложенных на Бельгию, невероятно мало – стоит закладывать минимум неделю и проехаться по большему количеству городов. Просто в нашем случае мы были там проездом и остановились в Брюгге и Брюсселе исключительно потому, что они лежали на нашем основном маршруте. Залегать же на дно там в принципе не планировалось.

В принципе, больше времени уделить Бельгии стоит хотя бы ради пива, которого там масса сортов, причем в каждом городе есть свои специалитеты. У нас же мне попадался только далеко не самый лучший вишневый Крик, Бланш де Брюссель и Хугарден, да и то их нужно было поискать.

Что касается траппист, то есть тех сортов, которые действительно варятся в настоящих траппистких монастырях и имеющих крепость, в том числе, и под 8 градусов (и это не ерш под название Б****** 9), то они мне в России не попадались в принципе. Тоже самое можно сказать и о пиве, ферментация которого была произведена "a la methode originale de Champagne".