Пересекая экватор: Индонезия - Драконы острова Комодо

Драконы острова Комодо (Komodo)

Примерно через час мы садились в аэропорту города Лабуан Баджо (Labuan Bajo), где нас должна была встретить Дороти, чтобы отвезти на пристать и разместить на лодке, которая на ближайшие четыре дня должна была стать нашим домом.

На этот раз лодка у нас была забронирована заранее. Сделано это было по двум причинам – во первых решили лишний раз перестраховаться и выйти в море сразу по приезду, без промежуточной ночевки в Лабуан Баджо, во-вторых удалось найти попутчиков, с которыми расходы на лодку были поделены пополам.

Размышления о турах по Национальному парку Комодо

Стандартный или "классический" маршрут рассчитан на два дня (одна ночь) и включает в себя посещение Ринча (Rinca), Комодо, несколько остановок для снорклинга, ночевку около острова с летучими мышами лисицами и посещение Manta Point, которое скорее всего будет отменено по причине плохой погоды и высокой волны. А на самом деле из-за того, что Manta Point находится реально далеко и просто лодочнику лень туда плыть, да и времени может просто не хватить.

Можно нанять лодку на большее количество дней, но количество посещенных мест от этого не увеличится. Просто будет больше времени на экскурсии по островами и снорклинг, да и от Manta Point лодочнику будет отвертеться сложнее.

Подозреваю, что есть маршруты одного дня, когда на скоростном катере посещаются оба острова (Комодо и Ринча), либо только Комодо на обычной неторопливой лодке. С точки зрения наблюдения драконов в естественной среде достаточно побывать на Ринча, так как вероятность встретить их в дикой природе там максимальна. На Комодо скорее всего удастся лишь увидеть драконов, которые прикормлены около кафе.

Нужно ли бронировать лодку заранее? Да скорее всего нет, если конечно вы приезжаете не большой компанией или в самый пик высокого сезона. В этом случае есть риск проторчать лишний день на берегу. Также стоит бронировать лодку заранее, если вы прилетаете рано утром откуда-нибудь из Энде и хотите в тот же день отправить в путь. Если же прилетать рейсом из Денпасара, то в море выходить будет уже поздновато и как раз этот день можно потратить на поиски лодки и торговлю с местными касательно ее цены.

В том случае, если приехать в низкий сезон, то как сложность будет в том, чтобы найти попутчиков, так как большинство лодок рассчитаны на четверых и если ехать вдвоем, то затраты возрастут ровно вдвое.

Лодку мы арендовали на три дня. Хотя, повторюсь, можно спокойно поехать на два. Если же выбросить из программы снорклинг, который в тех местах ничего интересного из себя не представляет, то все интересные места можно осмотреть безо всякой спешки.

Наша лодка оказалась вполне прилично – чистая, с двумя небольшими каютами, европейским туалетом, совмещенным с душем и верхней палубой для загорания. Экипаж насчитывал трех человек – капитана, кока и кого-то типа младшего матроса или юнги. Правда необходимость наличия третьего человека была не очень понятна. Скорее всего так положено.

Indonesia, Flores, Komodo National Park

Еще на лодке был комплект спасательных жилетов и наборы "маска-трубка-ласты" во вполне приличном состоянии. Мы довольно быстро разместили вещи по каютам, Дороти написала нам краткую программу путешествия, пожелала счастливого плавания, капитан отдал швартовы и наша лодка, мерно ухая дизелем, неторопливо пошла в сторону острова Ринча (Pulau Rinca).

Выгрузились на берег и пошли в сторону штаба Национальной гвардии Дирекции парка. Первого дракона мы увидели прямо по пути к штабу – он не торопясь шел по куда-то по своим делам по болотцу.

Indonesia, Flores, Komodo National Park, Komogo Dragon

Пришли в штаб, оплатили входные билеты, налог на входные билеты, право на фотосъемку, налог на право на фотосъемку с нас почему-то не взяли. Еще было оплачено 50 тыс. за рейнджера. Выйдя из штаба встретили нашего рейнджера, который сказал, что он всем рейнджерам рейнджер и что даже съемочные группы BBC по парку водил, после чего выбрал себе рогатину побольше и стал нам рассказывать про правила поведения в парке.

Правила в общем довольно простые – драконов не обижать, палками в них не кидаться и шкур им не портить. Как-никак в Красной книге зверь, да и кусить может.

Выслушав правила, мы пошли к первой точке – кухне, где постоянно пасутся несколько драконов, охотно позирующие для фотосессии. Эти драконы оказались самыми откормленными и самыми ленивыми.

Indonesia, Flores, Komodo National Park, Komogo Dragon

Сделав несколько кадров, мы углубились в джунгли.

Но острове Ринча существует несколько маршрутов.

  1. Стандартный, за который вы платите 50 тыс. в штабе парка. Получает ли от этих 50 тыс. рейнджер хоть что-то – неизвестно. С высокой долей вероятности драконов, кроме кухонных, вы на этом маршруте не увидите и пробежите по нему галопом. По расстоянию он примерно на 3 км или на час. Вам будут показаны несколько ям – якобы драконьих нор и пара буйволов, лежащих в лужах.
  2. Расширенный, за который рейнджер возьмет с вас еще 50 тыс. черным налом безо всяких квитанций. Вот эти 50 тыс. он уже будет отрабатывать и стараться найти диких драконов. Найдете их или нет – зависит от сезона (в сухой сезон вероятность найти дракона у водопоя довольно высока) и от везения. Нам повезло и мы встретили аж трех драконов. Протяженность маршрута километров семь, по времени часа на 2-3. Надо запастись нормальной обувью, так как придется лазать по камням и грязи и в шлепках это делать не очень удобно.

Быстро пробежав по короткому маршруту, где мы встретили буйвола, лежащего в луже и прикидывающегося свиньей, наш рейнджер остановился и стал предлагать расширенную программу. Мы согласились и двинули дальше.

Indonesia, Flores, Komodo National Park, Buffalo

Немного про драконов

Комодский дракон, он же комодский варан, гигантский индонезийский варан (лат. Varanus komodoensis) – вид ящериц из семейства варанов. Аборигены островов называют его ора или буайя дарат ("наземный крокодил"). Является крупнейшей ящерицей мировой фауны.

Дикие взрослые комодские драконы весят около 70 кг, но в неволе достигают и больших размеров. Самая большая дикая особь, для которой есть достоверные данные, имела в длину 3,13 м и весила 166 кг, включая еще непереваренную пищу. Длина хвоста составляет около половины общей длины тела. Достигнув максимального размера, с возрастом начинают усыхать и несколько сокращаются в длине.

Вараны питаются самыми разнообразными животными – как позвоночными, так и беспозвоночными. Они могут поедать насекомых, крабов, рыбу, морских черепах, ящериц, змей, птиц, мышей и крыс, циветт, оленей, кабанов, одичавших собак, коз, буйволов и лошадей. В общем едят все, что движется и не движется. У комодских варанов распространен каннибализм, особенно в голодные годы: взрослые особи часто поедают молодых и более мелких варанов. Поэтому новорожденные дракончики до трех лет живут на деревьях, куда взрослый варан залезть не способен. Комодские вараны в местах обитания не имеют естественных врагов и находятся на вершине пищевой цепи.

Довольно интересен их способ охоты на крупных буйволов, которых в честной борьбе они победить не в состоянии. Чтобы съесть буйвола, дракон подкрадывается к нему сзади, прокусывает ногу и уходит по своим делам. Через некоторое время буйвол умирает от заражения крови или от кровопотери и начинает пахнуть. На запах собираются драконы со всей округи и начинают медленно, но верно пожирать буйвола.

При беге на коротких дистанциях варан способен развивать скорость до 20 км/ч. Чтобы достать пищу, находящуюся на высоте (например, на дереве), может вставать на задние лапы, используя хвост в качестве опоры. Молодые животные хорошо лазают и много времени проводят на деревьях.

Комодские вараны – один из потенциально опасных для человека видов. Известно несколько случаев нападения варанов на людей, когда вараны из-за какого-либо запаха принимали человека за привычную варану пищу (падаль, птиц и т. д.). Укусы комодских варанов крайне опасны. После укуса следует немедленно обратиться к врачу. Количество летальных исходов из-за несвоевременного оказания врачебной помощи достигает 99%. Особенно уязвимы дети.

Поскольку взрослые вараны обладают очень хорошим обонянием, они могут определить местонахождение источника запаха крови на расстоянии до 5 км. Задокументировано несколько случаев, когда комодские вараны пытались напасть на туристов с небольшими открытыми ранениями или царапинами. Подобная опасность грозит и женщинам, которые посещают острова обитания комодских варанов, находясь в цикле менструации.

Первый встреченный нами дракон отдыхал в кустах. Подождав, пока мы встанем на позицию, рейнджер начал тыкать бедного дракона палкой, чтобы заставить его поднять морду и немного попозировать. Когда дракон понял, что от него не отстанут, он встал, принял несколько эффектных поз, после чего улегся и стал спать дальше, всем своим видом показывая, что прием окончен.

Indonesia, Flores, Komodo National Park, Komogo Dragon

Второй дракон отдыхал на небольшой скале или на большом камне. Подобраться ближе, чтобы потыкать палкой было сложно, поэтому получились фотографии спящего дракона.

Indonesia, Flores, Komodo National Park, Komogo Dragon

Если первый и второй драконы, судя по всему, были разведаны заранее и к ним водили все группы туристов, последний дракон был встречен совершенно случайно. Это был небольшой дракончик в возрасте примерно трех лет, который грелся на камушке.

Indonesia, Flores, Komodo National Park, Komogo Dragon

Он дал нам сделать буквально несколько фотографий, после чего неожиданно встрепенулся, подпрыгнул и исчез в кустах.

В принципе, даже если драконы на длинном маршруте не попадутся, по нему идти все равно стоит, так природа и виды вокруг очень красивые и стоят того, чтобы все это увидеть.

Indonesia, Flores, Komodo National Park

Вернулись на лодку и пошли в сторону первой стоянки для снорклинга. Погода была как-то не очень и поэтому мы долго собирались с духом, чтобы войти в воду. Сам снорклинг, впрочем как и все остальные, оказался не очень – рыба есть, коралл мертвый.

Indonesia, Flores, Komodo National Park

На этом видео собраны все три дня наших подводных плаваний.

На следующее утро около шести утра заработал генератор, потом завели двигатель и мы пошли в сторону острова Комодо. На Комодо были в районе девяти.

Indonesia, Flores, Komodo National Park, Komogo Dragon

Поскольку мы были информационно подкованными и знали, что драконов на маршруте мы не встретим, был взят самый короткий из возможных маршрутов. Пытались вообще отказаться от услуг рейнджера, но нам не дали.

Драконы встретились около кухни, а один из них даже лежал под столиками в кафе и дожидался, пока ему принесут утреннюю газету и кофе с круассанами.

Indonesia, Flores, Komodo National Park, Komogo Dragon

Там же купили сувениры.

Следующим пунктом программы был традиционно никакой снорклинг.

На ночевку мы разместились около острова с летучими лисицами. Я так и не понял, чего в этом особо примечательного и почему все упорно едут на них смотреть. Выглядит это следующим образом – буквально сразу после заката с острова вылетает стая черных летучих мышей, которые попискивая летят на соседний остров. Причем близко их не увидеть, да и сама лисица ничего особо интересного собой не представляет.

Настало время ужина и к нам начали подплывать продавцы сувениров из соседней деревни. Деревянных драконов мы уже купили на Комодо, поэтому после долгих и упорных торгов, с использованием местных идиоматических выражений, был приобретен зуб дракона и коготь дракона.

Надеюсь, что несмотря на то, что драконы занесены в красную книгу, зуб и коготь были отданы у драконом добровольно, хотя я слабо представляю, как можно отобрать что-то у дракона без его согласия.

На этом день закончился, а утром мы пошли на Manta Point смотреть на скатов. Шли туда довольно долго, сама охота на мант чем-то напомнила плавание с китовыми акулами на Филиппинах. Точно так же на носу разместился впередсмотрящий, задачей которого было увидеть ската и указать на него пальцем.

Мант попалось довольно много, наблюдали мы их в разных позах – проплывающих рядом с лодкой, под лодкой, где-то вдалеке и даже выпрыгивающих из воды. Единственной проблемой было то, что сфотографировать их ну никак не получалось.

Indonesia, Flores, Komodo National Park, Manta Point

Отговорки про погоду на Manta Point похожи на правду, так как, несмотря на вполне нормальную погоду, волнение на море было довольно сильное и временами наша лодка даже ныряла носом в волну.

Через некоторое время мы пришли на Канаву, где мы высадили наших попутчиков. Канава нас встретила знаменитым покосившимся мостиком и запахом из туалетов типа "сортир", которым казалось был пропитан весь остров.

Indonesia, Flores, Kanava

Стоимость бунгало на Канаве в низкий сезон 250 тыс. рупий, за это вы получаете бунгало с кроватью, дырку в полу в качестве туалета, воду и свет на пару часов в день. На Канаву и обратно ходит бесплатная лодка, вот только засада в том, что ее расписание никоим образом не согласовано с расписанием рейса в Денпасар и обратно. То есть прилетев из Денпасара вы железно опоздаете на лодку, у отплыв утром на лодке вы железно опоздаете на самолет в Денпасар. В общем житье на Канаве – удовольствие немного сомнительное, хотя кому-то нравится.

Немного прогулявшись по Канаве, мы вернулись на лодку и поплыли в сторону последней стоянки, где был запланирован очередной снорклинг. Он оказался наиболее интересным – живые кораллы нескольких видов и масса разноцветных рыб. Названия мест стоянок я не запомнил, но они во-первых стандартные, а во-вторых их хорошо видно на GPS-трэке.

Indonesia, Flores, Kanava

В Лабуан Баджо мы вернули часа в четыре, разместились у Дороти и пошли в город на ужин. Сам город представляет собой типичную рыбацкую деревушку, типа Семпорны на Борнео или Корона на Филиппинах. На центральной улице масса дайвинг-центров и туристических контор, предлагающих разные варианты туров на Комодо. Еще недалеко от города есть несколько больших отелей. Правда я так и не понял – работают они или нет. В Lonely Planet есть описание каждого из них, но уж больно заброшенно они выглядели.

Поужинали пиццей в The Lounge. Пицца оказалась очень приличной. Да и само место тоже.

Рано утром мы выехали в аэропорт, где нас ждал самолет в Денпасар. В отличии от 5 марта, оба рейса из Энде оказались заполненными, да и народу в аэропорту было намного больше.

На этот раз летели на British Aerospace 146 (BAe 146), который в отличии от остальных ближнемагистральных турбовинтовых самолетов, оказался турбореактивным. Самолет выглядел довольно забавно – коротенький вариант Boing 737. Хотя особого выигрыша в скорости я не заметил – летели до Денпасара тот же час.