Три недели в Азии: Гонконг
На вторую часть большого путешествия по Азии было запланировано посещение Гонконга. Именно ради этого мы не полетели напрямую в Манилу комфортабельными арабами, а воспользовались связкой из Аэрофлота и Cathay Pacific. Желание же посетить Гонконг возникло еще в 2009 году, когда объявили об отмене виз между Россией и Гонконгом.
Что делать, куда поехать и на что посмотреть в Гонконге, было более-менее ясно, поэтому одной из главных тем был выбор отеля. Мы планировали пробыть в Гонконге 5 дней, поэтому с одной стороны хотелось чего-то приличного по качеству и недалеко от метро, с другой стороны хотелось вписаться в 130-150 американских долларов со всеми налогами и обслуживанием.
Поскольку мы не ехали на выставку и в Диснейленд, то хотелось найти гостиницу недалеко от центра города, чтобы можно было прогуливаться вечерами по набережной и окрестным улочкам. Новые территории отпали из-за своей удаленности, и оставалось выбрать между островом Гонконг и Коулуном. Если сравнивать эти два района, то остров более европейский и цивильный и именно на острове находятся офисы банков и финансовых компаний. Именно поэтому значительная часть постояльцев отелей – бизнесмены, приехавшие в командировку. Коулун же, в свою очередь, больше похож на типичный китайский город, в котором современные небоскребы соседствуют с убитыми многоэтажками без кондиционеров.
Все цены и маршруты, приведённые в рассказе, актуальны на время поездки, то есть на март-апрель 2010 года.
В итоге мы решили остановиться на острове в районе Wanchai в The Harbor View Hotel (не путать с Renaissance Harbor View Hotel). Забегая вперед скажу, что отель не понравился и представляет собой довольно убогое здание ранне-восьмидесятых годов постройки, втиснутое между современными небоскребами. Причем это был первый случай, когда описание отеля настолько не совпало с тем, что было на самом деле. По европейской градации отель можно охарактеризовать как типичную трешку с маленькими номерами и узкими кроватками. Хотя все необходимые блага цивилизации в виде ежедневной уборки, полотенец, разнообразных баночек и щеточек присутствовали. При въезде в отель на карточке заблокировали 500 местных долларов, которые они разблокировали через несколько дней после выезда.
Про Гонконг
Гонконг (Hong Kong) – специальный административный район Гонконг (Hong Kong Special Administrative Region) Китайской Народной Республики, расположен на Коулунском полуострове, с запада, юга и востока омываемом Южно-Китайским морем, а также на более чем 260 островах. На севере Гонконг граничит с особой экономической зоной Шэньчжэнь в составе китайской провинции Гуандун. Гонконг принято делить на три части: собственно остров Гонконг, Коулун и Новые Территории. Гонконг входит в регион дельты реки Чжуцзян, располагаясь на левом берегу ее устья.
Остров Гонконг был впервые оккупирован британцами в 1841 году, а в конце войны в 1842 году официально перешел под британский суверенитет согласно Нанкинскому договору. В 1860 году после поражения Китая во Второй Опиумной войне территории Коулунского полуострова к югу от Баундари-стрит и острова Камнерезов были переданы в вечное владении Великобритании согласно Пекинскому договору. В 1898 году Великобритания взяла у Китая в аренду на 99 лет прилегающую территорию на севере Коулунского полуострова и остров Лантау, которые получили название Новые Территории.
Передача суверенитета над Гонконгом КНР была совершена в полночь 1 июля 1997 года. Согласно совместной китайско-британской декларации и Основному закону Гонконга, территории предоставлена широкая автономия как минимум до 2047 года.
Несмотря на то, что Гонконг не является независимым государством, он пользуется правом независимого членства в таких международных организациях и мероприятиях, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество или Олимпийские игры, но после 1997 года официальное название его делегаций было изменено на "Гонконг, Китай".
Гонконг обладает одной из наиболее чистых капиталистических экономических систем в мире. Экономика территории основывается на свободном рынке, низком налогообложении и невмешательстве государства в экономику.
По показателям душевого валового внутреннего продукта и валового городского продукта Гонконг является наиболее богатым городом в КНР. ВВП на душу населения около 38 тыс. долларов США, что в два с лишним раза выше, чем в России. Рассчитанный же по паритету покупательной способности ВВП на душу населения превышает показатели ведущих западноевропейский стран и Японии. Валюта гонконгский доллар (HKD), на момент поездки курс был 3,7 руб. за доллар, правда нелюбимый банк Юникредит что-то намудрил с конвертацией и поэтому при оплате картой получилось около 4 руб. за доллар.
Численность населения Гонконга более 7 млн. человек. Около 95% жителей Гонконга являются этническими китайцами. Основным языком общения является кантонский диалект, официальными языками – китайский и английский.
День первый: Прилет
Летели на большом Боинге 747, сам полет прошел нормально, а вот предполетная суета катайцев в очередной раз позабавила. Я понимаю, что им важно как можно быстрее загнать пассажиров в самолет и поэтому они строят загородку из подручных предметов и даже в туалет выпускают только под залог посадочного. Но кому нужна процедура проверки паспортов и проштамповка посадочных? Ведь паспорта и посадочные проверяли перед этим три, а то и четыре раза и что они еще хотят найти остается загадкой. В итоге во время посадки начинается сумбур, классность не фига не соблюдается, пассажиров с детьми тоже особо вперед не садят.
Прилетели, довольно быстро прошли пограничный контроль, миновали пункт дистанционного измерения температуры и сели ждать вещи. Хотя рюкзаки мы сдавали вместе, они приехали с разницей минут в десять, а первый багаж выехал, наверное, минут через 30 после посадки.
Взяли вещи, прошли еще мимо одного медицинского пункта, где нам всучили брошюрку про страшную болезнь свиной грипп и пошли покупать Octopus Card.
Octopus Card
Octopus Card – система микроплатежей, построенная на базе RFID технологии. Изначально была разработана для оплаты общественного транспорта, в настоящее время при помощи Octopus Card можно расплатиться в музеях, при посещении достопримечательностей, в ресторанах быстрого питания и магазинах типа 7 Eleven.
Незаменима при поездках по городу, так как избавляет от потерь времени на стояние в очередях и денег при оплате автобуса, так как водители в Гонконге сдачи не дают.
Купить и пополнить карту можно на любой станции метро. При покупке карты взимается залоговая стоимость 50 HKD, которая вместе с остатком денег на карте возвращается, при этом взимается transaction fee в размере 7 HKD.
Вообще, добраться из аэропорта до города можно несколькими способами:
- Поехать на такси (примерно 400 HKD)
- Заказать трансфер из отеля (примерно 150 HKD с человека)
- Воспользоваться аэроэкспрессом (100 HKD + проезд по городу, бесплатно при использовании Octopus Card)
- Доехать на автобусе до ближайшего метро Tung Chung (2,5 HKD) и далее на метро до города (18 HKD до центра)
- Поехать на автобусе (подробностей не знаю)
Мы решили поехать аэроэкспрессом. Купили карточки, сразу положили на них по 50 долларов дополнительно и пошли на станцию аэроэкспесса. При сопоставимой стоимости с московским, аэроэкспресс Гонконга выигрывает по всем статьям – по скорости, по комфорту, по тишине, по удобству, по дополнительным услугам. По приезду в Гонконг пассажиры аэроэкспресса могут воспользоваться бесплатным автобусом, который проезжает мимо основных гостиниц. Таким автобусом мы и воспользовались. Отель нас встретил небольшой очередью, поэтому на прохождение всех формальностей ушло минут 15. Я уже начал расстраиваться, что не наменял мелких местных денег, чтобы дать бою на чай, но проблема решилась сама собой – нам дали карточки от номера, показали где лифт и предоставили самим себе. Немного подивившись этому факту, взяли вещи и пошли искать номер. Номер оказался маленьким, кровати узкими...
Бросили вещи и пошли гулять по городу. На этот день мы запланировали посетить Avenue of Stars, остальная программа была абсолютно неопределенной. На другой берег переехали на метро, посмотрели памятник Брюсу Ли, обнаружили отпечаток ладоней Джеки Чана, выпили пива в баре на набережной.
p>В баре запомнились две безразмерные русские тетки такого челночного вида, которые громко горланя и хохоча наливались шампанским.
В общем, по набережной дошли до пристани, сели на паром и поплыли на остров.
Выйдя с парома, пошли искать еду. Еда оказалась в двух вариантах – Мак Дональдс и китайские рыбные рестораны. Ни того ни другого не хотелось, поэтому мы уставшие брели в сторону гостиницы переругиваясь между собой. Тут неожиданно оказались возле небольшого европейского вида ресторанчика, менеджер (он же владелец) которого сказал, что кроме рыбы у них есть мясо и разные овощи. В общем, там и поужинали. Я себе взял 400-сот граммовый стейк и когда его принесли – персонал ресторана вышел посмотреть, как я его буду есть, да еще и после довольно объемной порции салата. Стейк был съеден быстро и без остатка, и даже осталось легкое чувство голода.
Поужинав, пошли в гостиницу.
День второй: большой Будда и пик Виктории
На этот день у нас была запланирована поездка на пик Виктории, на остров Лантау же мы планировали поехать на третий день. Встали довольно рано, дошли до остановки автобуса и поехали на пик. Считается, что на пик нужно ехать на Peak Tram – странном гибриде трамвая и фуникулера и в этом случае действительно, на этот день ничего другого планировать не стоит, так как стояние в очередях убьет большую часть времени. Автобус номер 15 идет на самый пик, стоимость проезда около 10 долларов (точно не помню, какая сумма списывается с карточки), ехать от Admiralty минут 30, дорога довольно живописная.
С погодой повезло не очень - город был весь в дымке.
Погуляли по окрестностям, погода немного разгулялась, и мы поднялись на смотровую площадку.
Через какое-то время приехал трамвай и привез группу руссо-туристо, которые начали радостно и гогоча обмениваться впечатлениями.
В центре города мы были часов около двенадцати и поняли, что вполне успеваем съездить на Лантау и посмотреть самого высокого сидящего Будду. На Лантау поехали на пароме, далее на автобусе. В монастыре ведутся ремонтные работы, но сам монастырь и статуя ими не затронуты. Поднялись по ступеням, обошли вокруг статуи, зашли внутрь. Затем пошли в сам монастырь.
Закончив осмотр монастыря, прогулялись по сувенирным лавкам и решили ехать в обратную сторону. Так как на пароме мы уже плавали, то обратно решили возвращаться на метро. До метро можно было добраться двумя путями – на фуникулере и на автобусе. Маленькие хрупкие кабинки фуникулера особого доверия не внушали, да и высота, на которой они парили над землей, тоже оптимизма не прибавляла.
В итоге я решил ехать на автобусе. Супруга тоже почему-то отказалась от канатной дороги, и мы вдвоем пошли к остановке автобуса.
Вернулись уже под вечер, побродили по городу, поужинали и вернулись в гостиницу.
День третий: зоопарк и другие достопримечательности
Поскольку на Лантау мы уже съездили, мы решили поехать в Макау. Приехали на морвокзал и выяснилось, что в связи с Пасхой все билеты проданы. В итоге купили билеты в Макао на следующий день и двинули в сторону зоопарка.
В зоопарк можно попасть двумя путями – мимо банка HSBC, наверх в гору и в конце концов дорога приходит к главному входу в зоопарк. Так туда попадает большинство туристов.
Мы же пошли другим путем – на эскалаторах подняли на самый верх и потом спустились прямо ко второму входу в зоопарк.
Зоопарк в Гонконге небольшой, особо похвастаться ему нечем, но, тем не менее, пару часов на него заложить стоит.
После зоопарка прогулялись по островной части Гонконга и поехали на Коулун.
День четвертый: Макау
Этот день мы полностью посвятили Макау, о чем написан отдельный рассказ.
День пятый и последний
В этот день мы улетали, поэтому утром встали, не торопясь позавтракали, собрали вещи и выписались из гостиницы. Камеры хранения в отеле как таковой не оказалось – вещи постояльцев сваливались прямо в холле возле рецепции. Поэтому кейс с камерой и документами мы оставили на рецепции и попросили положить его в сейф, что они и сделали.
День особо ничем не запомнился, за исключением прогулки по Натан Роад.
Учитывая небольшое количество вещей, в аэропорт поехали на метро и автобусе. Несмотря на то, что мы приехали заранее, регистрацию Аэрофлот начал за 2 часа до посадка и это несмотря на то, что везде в аэропорту висели объявления, что в связи с пасхальными каникулами и большим пассажиропотоком пассажиров просят приезжать в аэропорт заранее.
В очередной раз пройдя процедуру проверки паспортов и проштамповки посадочных сели в самолет и стали ожидать вылета.
Вылет немного задержали, но все было наверстано за время пути.
Добро пожаловать в столицу Гондураса Москву
Прилетели ранним утром, перед самой посадкой нам объявили, что чудные услуги аэроэкспресса подорожали и что теперь они стоят 350 руб. с головы. Сели, как обычно, посреди стройки и выгрузились в сарай, который по странному стечению обстоятельств считается главными воздушными воротами страны. Нас встречали, как обычно, люди страдающие хроническим запором и из-за этого с очень серьезными, даже напряженными лицами. На удивление быстро прошли паспортный контроль, хотя чему тут удивляться – кроме Аэрофлота в Шереметьево осталась буквально пара мазохистов, кто настолько плохо относится к своим пассажирам. Пришли в зал получения багажа, и начался длительный процесс ожидания... Примерно через час что-то хрустнуло и лента, нещадно скрепя, сдвинулась и выдала первый чемодан.
Народ получил багаж и двинул к выходу. В Шереметьево на выходе из зеленого коридора стоит рентгеновский аппарат, куда все зачем-то пихают свои сумки и чемоданы, образуя очередной затор и очередь. Хотя, если я правильно понимаю таможенные правила, в рентгеновский аппарат нужно запихивать вещи только если тебя об этом попросят таможенники.
Наконец выбравшись из этого кошмара, были встречены зазывалой от официального такси, названная цена в 1500 руб. устроила, мы погрузились в Ford Mondeo и где-то через час были уже дома. Учитывая, что аэроэкспресс обходится в 700 руб. на двоих + 52 руб. метро + толканье в метро в час пик (а в городе мы были в начале девятого утра) вывод в пользу такси очевиден.
Вместо заключения: про банки вообще и Юникредит Банк в частности
По возвращению обнаружил, что банк Юникредит, клиентом которого я являюсь много-много лет (еще со времен ММБ), мягко говоря на***ет с конвертацией при оплате кредитной картой, так как при проверке выписки оказалось что пересчет из гонконгских долларов в рубли проходил по курсу около 4-х рублей за доллар. Меня это немного удивило и я решил провести небольшое исследование. Пошел на сайт визы и посмотрел кросс-курс HKD в RUR на указанную дату – примерно 3,7, посмотрел, что получается при пересчете через американский доллар – опять примерно 3,7. Перечитал свежие тарифы – "комиссия при конвертации не взимается", перерасчет по внутреннему курсу банка. Посмотрел внутренний курс банка – 2-3% от ЦБ есть, но никак не 10%. Причем сумма списания отличается даже в том случае, когда в Гонконге с меня списывали рубли и расписывался я за сумма в рублях. Позвонил в банк, минут 20 слушал о том, что все операторы заняты. В итоге сняла трубку девочка, которой я задал вопрос о том, куда же в итоге подевались 10%. Девочка мне путано объяснила, что, дескать, нехорошая система Visa самостоятельно конвертирует гонконгские доллары в американские и присылает в банк сумму именно в американских долларах, а банк, не взимая никаких дополнительных комиссий, уже конвертирует американские доллары в рубли. В общем, послушать ее – все хорошо и красиво, но 10% куда-то сп***ли. В итоге я решил, что это 10% налог на финансирование мировой закулисы и на этом успокоился. Надо будет завести для заграниц карту в долларах и посмотреть, что будет происходить в этом случае. Но вот подозреваю, что сделать это надо в каком-нибудь другом банке.
Я вообще не знаю, что с этим банком происходит – может просто общероссийское раз***во, может какой-то более системный кризис. Но с того момента, когда ММБ купили итальянцы и ушел финский менеджмент качество услуг с каждым годом только ухудшается. С наступлением же так называемого кризиса Юникредит похоже начал резать косты и пытаться заработать на всем. Первым делом они похоже сократили операторов колл-центра и теперь приходится дозваниваться до оператора по 15-20 минут, а уровень подготовки операторов это вообще отдельная песня. Нормальный персонал то ли сократили, то ли еще что-то с ними сделали – в итоге тебе самому приходится объяснять банковским клеркам, что им нужно сделать для той или иной элементарной операции. Отделения закрываются и это с учетом того, что в отделениях всегда огромные очереди из офисного планктона, который принес свои очередные три тыщи рублей на погашение кредита. Еще они ввели платное информирование по СМС об операциях по карте и в несколько раз увеличили комиссии по операциям через интернет-банк.
Сухим остатком – у меня на этот банк с недавних пор приходится незначительное число операций, и оно будет и далее сокращаться. Клиентом же Сбербанка я тоже являюсь очень давно, и со Сбером как раз происходит обратная ситуация – качество обслуживания постоянно улучшается, а тарифы становятся все более приемлемыми. Субъективно, сейчас качество услуг в моем отделении Сбера гораздо выше, чем в Юникредите.