Пешком по Тропе Сантьяго


Несколько лет назад мы проехали по северному маршруту Тропы Сантьяго на машине, и, с того самого момента, не покидала мысль пройти по тропе пешком. Конечно не всего 600 километров, а поменьше. Ситуация же сложилась так, что в течение последнего года живём совсем недалеко от той части тропы, которая называется Camino Portugues, что начинается на самом юге Португалии и идёт через Лиссабон и Порто в Сантьяго де Компостелла.

Необходимый минимум – это 100 км пешком, соответственно в первую очередь нужно было выбрать город, который будет начальной точкой маршрута.

Вариантов несколько – Туи и Оуренсе (португальский маршрут), Луго (северный маршрут) и Camino Frances, но на последней нет удобных в плане логистики городов в пределах 100 км.

Полезная информация

Про историю Тропы Сантьяго лучше всего почитать в Википедии. Также много полезной информации есть на этом сайте. Там же есть ссылки на программы для смартфонов, которые весьма помогут при прохождении.

Что касается собственно паломничества, то необходимый минимум для паломников – это 100 км пешком, на лошади или 200 км на велосипеде. Других вариантов нет. Можно, конечно, всех обмануть и проехать на машине или общественном транспорте, но только непонятно, зачем. Чтобы стать "официальным паломником" нужно обзавестись книжечкой Credencial del Pelegrino, в которую на последних 100 (или 200 на велосипеде) км нужно ставить минимум две отметки о прохождении в день. Кроме того, этот документ даёт право ночевать в специальных хостелах (albergue, далее альберге). Получить его можно как раз в альбергах. Стоит, если я ничего не путаю, 2 евро.

Когда

Май-июнь или сентябрь-октябрь. Нужно только подгадать неделю без дождей. Будет не очень жарко (около 25) и вероятность дождей не очень высокая.

Обувь

На мой взгляд самым оптимальным вариантом являются беговые кроссовки для длинных дистанций. Надо только обратить внимание, чтобы подошва была не очень мягкой и тонкой, так как часть маршрута проходит по каменистой грунтовке.

Многие идут в горных трекинговых ботинках, но это, на мой взгляд, перебор – тяжело и не особо удобно.

Медицинские принадлежности

Пластыри для мозолей. Можно взять заранее или покупать по мере необходимости. Особое внимание обратить на колени. Если есть хоть какое-то подозрения, что колено может заболеть (побаливают при длительной ходьбе, при спуске, на ступеньках и т.п.) или в принципе непривычны к длительным нагрузкам, то обязательно нужно обзавестись наколенниками. Наколенники продаются в аптеках, называются rodillera. Стоят от 4 евро до 50, в зависимости от навороченности. При этом, если покупать до выхода, то вполне хватит дешёвого. А вот если заболит, то дешёвым наколенником уже не отделаться.

Если есть проблемы с венами, то компрессионные гольфы.

Лекарства

Стандартный набор путешественника и что-нибудь типа вольтарена. В принципе, аптек по маршруту полно и там всё есть. Нужно только учитывать, что антибиотики без рецепта врача не продают (вообще).

Сколько проходить за день

Маршрут в гайдах разбит на отрезки примерно по 20 км. Примерно к таким отрезкам привязаны альберги и другие места для ночёвки. Хотя всегда находятся исключения. Некоторые проходят по 25-30 км, но в этом случае нужно точно знать, где планируете заночевать.

Где ночевать

В программе для смартфона есть практически полный список мест для ночлега. По большому счёту вариантов два – хостелы или альберги (в среднем по 8-15 евро с человека за ночь) и гостиницы (40-60 евро за дабл). Бронировать заранее или нет – личное дело каждого. Мы не бронировали, но зависит от сезона. Если идти в Страстную неделю (Semana Santa), то точно бронировать, причём заранее.

Где есть

По дороге довольно много баров и ресторанов. Завтрак (кофе, сок, булочка) 3 евро, обед/ужин – 6-10 евро (Menu del Dia из двух блюд, напитка и десерта). Нужно только учитывать, что в Испании кухня днём работает примерно с 13 до 16, а вечером открывается не раньше 20:30.

Также попадаются специально-заточенные под пилигримов кафешки, где можно купить фрукты (чаще всего бананы), кофе и напитки.

Где ставить печати о прохождении

Нужно поставить печать в начальной точке маршрута. Если идти из Туи, то проще всего поставить печать в Соборе Святой Марии (Catedral de Santa María de Tui). В других городах точно также. Далее нужно ставить не менее двух печатей в день. В Сантьяго нужно прийти в офис пилигримов (Oficina del Pelegrino), что недалеко от собора, там поставят последнюю печать и выдадут компостеллу – сертификат о прохождении паломничества.

День первый (Pontevedra - Vigo - Tui - Redondela)

Как уже говорилось выше, можно идти пешком, ехать на лошадке/ослике или ехать на велосипеде. Велосипед и лошадь отпали сразу, ослик казался хорошим вариантом, но где же его взять на севере Испании? В итоге решили идти пешком.

Далее нужно было выбрать город. Город выбирался по удобству логистики – чтобы можно было без проблем добраться общественным транспортом.

В итоге выбор пал на Туи. С Туи есть только одна проблема – у него нет прямого сообщения с Сантьяго и Понтеведрой (ни автобусом, ни железной дорогой). Есть прямое сообщение с Порто, но для нас, по понятным причинам, это особой роли не играло. Поэтому тем, кто едет в Туи со стороны Испании, проще всего добраться до Виго и оттуда уже ехать на автобусе в Туи. Автобусы в Туи ходят примерно каждый час. Нужен автобус, идущий по маршруту Vigo - A Guarda, он уходит со стоек 8 и 9 (июнь 2015). Проще всего на автовокзале Виго подойти на стойку информации и спросить у них, где и когда будет ближайший автобус в Туи.

Соответственно, встав с утра пораньше, мы пошли на автовокзал, чтобы доехать до Виго. Автобус пришёл чётко по расписанию минут через 30 мы были на автовокзале Виго. В 9:30 пришёл автобус в Туи. В общей сложности, от Виго до Туи около 25 км, но автобус ехал через кучу мелких городишек. В итоге до Туи мы добирались не меньше часа.

Зашли в собор, поставили печать и пошли за картами в информационный офис (Oficina de Turismo), что находится прямо напротив собора. В офисе выяснилось, что официально маршрут начинается от моста, который соединяет Испанию и Португалию. Делать нечего – побежали к началу маршрута.

Первый этап маршрута – это Tui - Redondela, общей длиной 32 км. Их нужно пройти одним днём, если предполагается весь маршрут осилить за 5 дней. Многие этот этап разбивают на два дня и ночуют либо в Porriño, либо в Mos. Нужно только учитывать, что в Mos из опций для ночлега есть только один альберге. Мы решили идти одним днём, нашли первую жёлтую стрелочку и пошли. Если жёлтую стрелочку найти не удаётся, то нужно выйти на Avenida da Concordia (она же N-550) и идти по ней. В районе ж/д вокзала как раз и будет эта стрелочка.

Через некоторое время N-550 и тропа расходятся и дальше некоторое время двигаемся по небольшому местному шоссе, а потом и вовсе сворачиваем на лесную дорогу. Километров через 5-6 попадается первое место, где можно поставить штамп и немного отдохнуть – небольшая ферма, хозяева которой поставили столы-стулья, положили фрукты, напитки (даже пиво есть) и кексики. Место организовано по принципу полного самообслуживания – берёшь всё, что нужно и кладёшь деньги на тарелочку. При этом прайса нет – каждый даёт столько, сколько считает нужным. Там мы отдохнули минут 20 и пошли дальше.

Через несколько километров лес заканчивается и начинаются деревни. В этом месте можно выбрать один из двух вариантов: продолжать двигаться по оригинальной тропе, которая проходит через большую промзону, либо воспользоваться новым маршрутом, который запустили в 2014 году. На развилке присутствует небольшая путаница с указателями, которые владельцы конкурирующих баров пытаются закрасить. Поэтому для простоты надо уяснить, что для старого маршрута надо на развилке пойти направо (вернее прямо по дороге), а для нового маршрута – повернуть налево.

Как я уже написал, старый маршрут проходит через промзону - около двух километров по дороге мимо фабрик и логистических комплексов. В принципе ничего страшного в этом нет, за исключением жары и палящего солнца. Альтернативный маршрут проходит по лесу, вдоль реки Лоуро (Ria Louro), где пейзаж однозначно поприятней. Но он длиннее на пару километров.

Поскольку из Туи мы вышли довольно поздно и у нас была задача дойти до Редонделы, то мы решили идти через промзону.

В итоге около трёх часов мы были в Пориньо (O Porriño), где срочно нужно было обед. Обед нашёлся в санатории дневного пребывания для престарелых, где за 10 евро на двоих выдали по огромному горячему блюду, бутылку вина и по чашке кофе на десерт.

В принципе, многие пилигримы в первый день идут до Пориньо, соответственно проделывая весь маршрут за 6 дней. Но нам хотелось пройти за 5 и именно поэтому где-то в начале пятого мы выдвинулись дальше.

Нельзя сказать, что эта часть маршрута очень живописная – практически всё время идём вдоль местных шоссе, периодически выходя на N-550.

Километров через пять мы пришли в Мос, где есть альберге, в котором многие заканчивают первый день похода. В альберге селиться не хотелось, поэтому мы пошли дальше – до Редонделлы оставалось каких-то 9 км.

Но это были 9 км после 22 (и это не считая пробежки на вокзал и беготни по Туи). К тому же дорога пошла резко в гору. Соответственно до Редонделлы мы добрались около восьми вечера, сторговались по поводу гостиницы, быстро поужинали и легли спать.

С гостиницами в Редонделе есть определённая проблема, которая заключается в том, что гостиниц в самом городе практически нет. Ну или сайты бронирования про них не знают. Нам удалось взять последний номер Alvear Suites, который находится буквально в 100 метрах от тропы. Но лучше его бронировать заранее, иначе придётся либо ночевать в хостеле.

Пройдено 32 км. До Сантьяго 85 км.

Примечание: если нажать на фотографию, то она откроется в полном размере.

День второй (Redondela – Pontevedra)

Эта часть маршрута довольно сложная по причине того, что проходит через довольно высокие горы. Но, в отличии от участка Мос – Редондела, горная часть проходит по лесу, что не очень сильно напрягает.

Из примечательного - тропа проходит через городок Аркаде (Arcade), где, после старинного римского моста есть кафе A Romana, где рекомендуется перекусить, так как это последнее кафе чуть ли не до Понтеведры.

Примерно километров за 5-6 до Понтеведры дорога опять раздваивается – можно пойти оригинальным маршрутом по дороге EP-002, либо свернуть в лес и пойти альтернативным маршрутом вдоль речки. Опять же нужно учитывать, что альтернативный маршрут длиннее на пару километров. Оба маршрута встречаются уже в Понтеведре возле городского альберге (в районе железнодорожного вокзала).

Поскольку день был не особо жаркий, мы решили идти по оригинальному маршруту.

В общей сложности дорога до Понтеведры заняла часов пять. Так что обедали мы уже там.

Пройдено 20 км. До Сантьяго 65 км.

День третий (Pontevedra – Caldas de Reis)

Довольно часто ездил по N-550 в Сантьяго и каждый раз обращал внимание на бредущих пилигримов. Так что этот отрезок маршрута был более-менее знаком.

Поскольку прогноз погоды обещал жару, встали рано, чтобы постараться пройти значительную часть маршрута по утренней прохладе. Этот участок, наверное, один из самых трудных, поскольку проходит через довольно высокие горы. Ещё одним недостатком является засыпанная довольно острым гравием грунтовка, что заставило пожалеть об отсутствии трекинговых ботинок на крепкой подошве.

N-550 на этом отрезке забирается довольно высоко в гору, но тропа обходит эту гору стороной, а вот велосипедистам не позавидуешь. Кафешек и прочих мест для питания на этом отрезке нет, вернее они есть, но появляются километрах в пяти от Кальдаса. До этого же дорога практически всё время идёт по лесу.

Километрах в трёх после Понтеведры тропа разделяется на две – классическая Camino Portugues и тропа, которая идёт вдоль берега в Vilagacia de Arousa и предполагает лодочный переход до Падрона (Padron). На развилке установлен плакат, классическая тропа поворачивает направо под железную дорогу.

Как я уже сказал, тропа километров 12 идёт по лесу и через поля с виноградниками, и потом пересекается с N-550. На месте пересечения (чуть правее) есть небольшая кафешка, где имеет смыл сделать привал и поставить штампы. Дальше тропа идёт вдоль N-550, по виноградникам, периодически выходя на неё.

Плохо только то, что вся дорога засыпана острым гравием, идти по которому не так уж и комфортно. Поэтому можно рекомендовать идти по шоссе до поворота на Кальдас. В Кальдас тоже проще войти по N-550. Главное не перепутать и не пойти по той дороге, что идёт в объезд Кальдаса.

Сам по себе Кальдас довольно противный городок, с небольшим количеством нормальных ресторанов (а вернее их отсутствием). Единственная положительная сторона – это горячие источники, в которых очень приятно принять ванну после долгого пешего перехода.

Мы останавливались в отеле Balneario Dávila (после моста через реку повернуть на первой улице налево, есть на карте Google), там же можно принять ванну. С едой в Кальдасе совсем всё плохо, можно порекомендовать ресторан Roquiño, что на Pedro Mateo Sagasta, 25 (фактически на пересечении N-550 и N-640, Google его тоже знает). Легко поужинать и выпить вина можно в Mais Q Bocados (на пересечении Callejon Porto do Rio и N-640).

Что касается городских отелей, то в большинстве своём это санатории, куда приезжают пенсионеры купаться в горячих источниках. Если говорить о Dávila, где мы останавливались, то вся еда там заточена под старичков, поэтому обедать и ужинать там однозначно не стоит. Завтрак входит в стоимость номера, но есть нечего – булочка, масло, джем и кофе. Номе лучше брать повыше – нам достался номер на том же этаже, что и обеденный зал. В итоге пришлось слушать, как старички пели караоке и всячески отрывались. К счастью они довольно быстро угомонились – часам к 11 и больше спать ничего не мешало.

Пройдено 22 км. До Сантьяго 43 км.

День четвёртый (Caldas de Reis – Padron)

После Кальдаса жизнь постепенно налаживается – гор становится меньше, покрытие лучше, да и большая часть пути идёт по лесу.

Путеводители рекомендуют заночеать в Падроне, что через 18,6 км от Кальдаса. Но тогда на последний отрезок останется почти 24 км. В Сантьяго же рекомендуется приходить пораньше, чтобы поменьше стоять в очереди за получением сертификата о прохождении тропы. Поэтому мы в качестве минимальной цели выбрали отель Scala, а в качестве оптимальной – Muiños, что в 20 км от Сантьяго. А чтобы не было никаких отговорок, мы забронировали невозвратный номер в A Casa da Meixida.

Про сам переход Кальдас – Падрон рассказывать особо нечего. Стоит только отметить, что при входе в Падрон тропа уходит резко влево вглубь города, чтобы обогнуть пересечение N-550 и AG-11, мы же продолжили путь по N-550, срезав довольно большой кусок.

Что касается Падрона, то он известен двумя вещами: зелёными перчиками Падрон, у которых примерно на пяток сладких приходится один острый (причём довольно хорошо острый) и тем, что там родилась писательница Розалия Кастро, знаменитая тем, что стала первой писать на галисианском языке (в итоге в каждом городе гарантированно есть улица Розалии Кастро).

В Падрон мы пришли около двух часов, пообедали в какой-то кафешке и двинули дальше к месту ночлега.

В Muiños мы добрались около четырёх.

Пройдено 23 км. До Сантьяго 20 км.

День пятый (Padron – Santiago de Compostela)

Наступил последний день нашего паломничества. Мы решили встать пораньше, чтобы прийти в Сантьяго до часу и опередить большую часть паломников. Сделать это нужно было потому что в самом конце необходимо обменять Credencial del Pelegrino на компостелу (compostela или сертификат паломника). Сделать это можно только в офисе паломников, куда всегда стоит очередь. Причём максимум желающих приходит часам к двум-трём.

Этот этап довольно лёгкий, проходит большей частью через лес и небольшие деревеньки.

Определённые сложности начинаются уже при входе в Сантьяго, так как указатели (жёлтые стрелки) заканчиваются в районе госпиталя, причём последняя стрелка указывает немного в сторону на улицу Santa Maria de Arriba и далее на Rosalia de Castro. Поэтому, как только дойдёте до госпиталя, имеет смысл настроить навигатор на Собор Святого Иакова и дальше следовать его указаниям.

Официально паломничество заканчивается в Соборе, где нужно поклониться мощам Святого Иакова.

Ну а дальше нужно идти в Oficina de Piligrinas (находится на стороне от собора, противоположной главной площади) получать компостелу и сертификат с указанием количества пройденных километров.

Рядом с офисом работает железнодорожная касса, где мы сразу купили билеты в Понтеведру, где мы оставили машину. Нужно только иметь в виду, что касса за наличные не работает и расплатиться там можно только карточкой.

Вот и закончилось наше паломничество.

Пройдено 20 км. Дошли!