Неделя на севере Италии

Италия, Милан

Решение о посещении Италии в июле принималось в большей степени исходя из наличия недорогих авиабилетов и беспересадочного перелёта из Испании.

Изначально были взяты билеты в Милан (вернее в город Бергамо, что в 50 км от Милана), в Милане забронирована гостиница, а к Милану уже пристыковывались соседние города (200-250 км).

Соответственно основных направлений исхода из Милана было три – Венеция, Генуя или озеро Гарда. На всё про всё было 4 дня. Венеция отпала по причине пика сезона, а значит огромных толп в городе. Ехать на все 4 дня в Геную смысла особого не было, а удобно пристыковать к ней что-то ещё было довольно сложно. Поэтому решили остановить свой выбор на озере Гарда, а к нему добавить музей Феррари в городе Маранелло.

В итоге маршрут получился следующим: прилетаем в Бергамо, осматриваем город, переезжаем в Милан, где тусуемся четыре дня, после чего едем по маршруту Милан-Маранелло-Гарда-Бергамо.

Дополнительно к гостиницам и машине были забронированы билеты в музей Феррари и экскурсия на фабрику и гоночный трек в Маранелло (оба по 13 евро с человека, цены на июль 2013 года).

Все фотографии снабжены GPS-координатами, что позволяет легко понять, где находится то или иное место.


Бергамо

В Бергамо летели дискаунтером Ryanair. Вылетели минут на пять раньше, а прибылив районе 11 вечера в Бергамо с ещё большим опережением графика. Аэропорт Бергамо находится очень удобно – практически в паре километров от города, соответственно поездка в центр занимает буквально десять минут, из которых основное время мы простояли на многочисленных светофорах в центре.

В принципе, из аэропорта можно было сразу ехать в Милан – автобусы на железнодорожный вокзал Милана ходят каждый 30 минут (по 5 евро с человека), но хотелось посмотреть город, в котором родился знаменитый Труфальдино.

Полезная информация: Бергамо.

Бергамо (Bergamo) – город в итальянском регионе Ломбардия, административный центр одноимённой провинции.

Географически состоит из двух частей: нижний город – индустриально-административная часть, где находятся банки, вокзал, магазины и протекает жизнь местного населения. Верхний город (старый город или Città Alta) – историческая часть, куда можно подняться на фуникулёре.

Сам по себе город очень компактный – прогулка от железнодорожного вокзала до станции фуникулёра занимает не более 20 минут.

Железнодорожный и автобусный вокзалы расположены рядом.

Камеры хранения находятся в том же здании, где размещён офис туристической информации (если встать лицом ко входу в офис, то камеры будут по правой стене), стоит услуга 3 евро в сутки за маленькую камеру и 4 евро за большую.

Утром встали и пошли на вокзал посмотреть расписание и сдать вещи в камеру хранения. Выяснилось, что поезда в Милан ходят каждый час, а вот камер хранения на вокзале не оказалось. Зашли на автобусный вокзал – та же история. В итоге явственно стала маячить перспектива осмотра города с чемоданом на привязи.

Решили для очистки совести зайти в офис информации и спросить, существуют ли в городе камеры хранения или по причине террористической угрозы их изничтожили как класс. Оказалось, что камеры хранения существуют и находятся практически в офисе информации. Обрадованные мы сдали вещи, вооружились картой и пошли осматривать город.

Нижний город довольно симпатичный – очень много зелени, довольно красивая архитектура XVIII-XIX века, на каждом углу фонтанчики с питьевой водой.

Italy, Bergamo

Italy, Bergamo

Так неторопясь мы добрались до станции фуникулёра, взяли билеты и поехали в верхний город.

Italy, Bergamo

Italy, Bergamo

Верхний город – типичный европейский старый город, с брусчаткой и узкими кривыми улочками. В центре театр, площадь, собор и башня, с которой открывается прекрасный вид на Бергамо и окрестности.

Italy, Bergamo

Italy, Bergamo

Italy, Bergamo

На этом программа осмотра Бергамо была признана официально завершённой и мы пошли на вокзал, где купили билеты на ближайший поезд, в который мы заскочили за пару минут до отправления и поехали в Милан. При этом мы забыли прокомпостировать билеты, но, на наше счастье контролёров не было и через час мы уже были на центральном вокзале Милана (Milano Centrale).

Особенности итальянских железных дорог

Существует два основных типа поездов – региональные (типа пригородных электричек) и дальнего следования, которые в свою очередь делятся на классы, в зависимости от скорости передвижения. При этом в один и тот же пункт назначения можно попасть как на региональном поезде, так и на поезде дальнего следования.

Билеты можно купить в кассах, куда обычно всегда огромные очереди, и в автоматах. В поездах обычно два класса. Если покупать билет в кассе и нужен первый класс, то кассиру надо об этом сказать – по умолчанию они выбивают билеты во второй класс.

Билеты на поезда дальнего следования продаются на определённый поезд (на определённую дату и время) с указанием места. После того как заканчиваются билеты с местами, продаётся ещё некоторое количество "стоячих" билетов. В этом случае можно сесть на любое свободное место и быть готовым к тому, что вас с него сгонят.

Билеты на региональные поезда продаются просто от начальной до конечной станции и действительны около трёх месяцев (на билете указана дата, до которой он действует). Поэтому перед посадкой такой билет нужно обязательно прокомпостировать в специальном автомате, который обычно находится у выхода на платформу.


Милан (Milano)

В Милан приехали ближе к вечеру, разместились в гостинице и поехали в центр немного прогуляться. По времени это был четверг первой недели июля – так что на улицах и в магазинах было более-менее спокойно. На площади возле собора народ мирно кормил голубей и трудолюбивые итальянские рабочие неторопливо собирали сцену для соревнований по уличному баскетболу.

Народ же готовился к первой субботе июля – началу массовых распродаж дизайнерской одежды и аксессуаров.

В принципе, если не ставить перед собой цель посетить все бутики и аутлеты Милана и окрестностей, то на осмотр города достаточно пары дней.

Italy, Milano Italy, Milano Italy, Milano
Italy, Milano Italy, Milano Italy, Milano
Italy, Milano Italy, Milano

Наступила первая суббота июля и в центре Милана собрались дамы полусвета, жёны и любовницы российских чиновников и прочий гламур. С учётом того, что в Европе кризис, на феррарях и ламборджинях затариться на распродаже приехали и местные олигархи. Для тех, кому прады с гуччами дороги даже во время распродаж, негры разложили тоже самое прямо на улицах.


Венеция (Venezia)

Изначально на воскресенье мы планировали однодневную поездку на озеро Комо. Поэтому встав утром и позавтракав, мы пошли на вокзал, где выяснилост, что ближайший поезд на Комо отходит почти через два часа – то есть в Комо мы приезжали уже к обеду.

Ради интереса ткнули в строку с надписью Венеция и выяснилось, что буквально через 10 минут отходит экспресс и через пару с небольшим часов мы уже будем там. Быстро купили билеты и побежали – в поезд заскочили минуты за три до отхода.

Дорога пролетела незаметно и вот мы выходим на вокзале в Венеции. Как и ожидалось, по городу ходят огромные толпы туристов. Негры и арабы кругом продают дизайнерские сумки, маски и прочую сувенирную мелочь.

Венеция также оказалось первым город, где план города в туристической информации продают по 2,5 евро.

Сам город осматривать довольно просто – практически везде есть указатели либо на Сан-Марко, либо на железнодорожный вокзал.

Сам по себе город довольно симпатичный, но грязный и производит впечатление заброшенности. Вообще возникает такое ощущение, что местные жители пытаются извлечь из города максимум денег до того момента, когда он окончательно развалится и уйдёт под воду.

Italy, Venezia Italy, Venezia Italy, Venezia
Italy, Venezia Italy, Venezia Italy, Venezia
Italy, Venezia Italy, Venezia Italy, Venezia
Italy, Venezia Italy, Venezia Italy, Venezia
Italy, Venezia Italy, Venezia Italy, Venezia
Italy, Venezia

Также везде по городу висят таблички, где призывают не кормить голубей и не сидеть на земле и ступенях. И хоть за этим следят специально-обученные люди, тем не менее народ массово кормит голубей и сидит где только можно. Тем более, что обычных скамеек в Венеции совсем немного и расположены они в большей части на самом солнцепёке.

В общей сложности прогулка по Венеции у нас заняла около половины дня. Вечером же у нас был обратный экспресс в Милан.


Маранелло (Maranello) и музей Феррари

Утром, выписавшись из гостиницы, мы поехали в аэропорт Бергамо, где у нас была забронирована машина. Получили машину, в торговом центре напротив аэропорта за 10 евро купили детское сиденье (при этом прокатчик предлагал детское сиденье по 8 евро в сутки) и поехали в Маранелло, где у нас была забронирована гостиница Locanda del Mulina. Гостиница оказалась очень приличной – скорее всего это была перестроенная ферму. Там же находится очень неплохой ресторан, где можно вкусно, и по итальянским меркам весьма недорого поесть. Следующий день у нас был посвящён Феррари.

Немного про музей Феррари

В Маранелло находится штаб квартира и завод Феррари, музей и гоночный тестовый трек Фиорино. Также есть отдельный музей, посвящённый гонщику Энцо Феррари.

Кроме музеев в официальную программу посещения Маранелло можно включить экскурсию по фабрике Феррари (с посещением гоночного трека) и тест-драйв Феррари.

В день проводится две экскурсии, общим числом мест около 40. Поэтому, если в музеях особого ажиотажа нет, то экскурсии нужно бронировать заранее. Мы бронировали примерно за два месяца. Сам процесс бронирования довольно запутанный – сначала на сайте музея нужно купить билеты и дождаться письма, в котором помимо всякой не особо нужно информации, будет указан номер заказа. Вот с этим номером заказа нужно идти снова на сайт музея, выбирать экскурсию в конкретный день и время и уже бронировать их. Придёт ещё одно письмо, в котором будет ваучер на экскурсию. При общении с сайтом желательно иметь под рукой переводчик, так как даже на английской версии сайта часть особо важной информации написана на итальянском. Стоимость музея и экскурсии по 12 евро (9 евро за детский билет) за каждое мероприятие. Также в музее можно за 25 евро прокатиться на симуляторе гоночной машины.

С тест-драйвом всё проще – в городе есть две компании, организующие тест-драйвы. Две из них находятся прямо возле музея. Стоимость немного отличается в зависимости от того, что за машина берётся. В среднем это 80 евро за 10 минут, 150 евро за 20 минут, плюс 20 евро за каждого пассажира и 20 евро за диск с фотографиями с тест-драйва. Брать лучше минимум 20 минут, так как в этом случае есть возможность прокатиться по относительно пустой дороге и несколько раз попробовать машину в динамике.

В 12:30 у нас начаналась экскурсия, мы приехали минут за 20 до начала, получили билеты и стали ждать начала экскурсии.

Наконец пришёл гид, который первым делам заклеил специальными наклейками объективы камер, после чего мы сели в небольшой автобус и поехали на фабрику.

Экскурсия оказалось даром выброшенными деньгами: сначала вас везут на фабрику, где провозят по территории среди унылых фабричных корпусов, попутно рассказываю, что в этой кирпичной коробке делают двигатели, тут КБ формулы 1, а тут столовая для сотрудников. Хоть как-то интересно только здание аэродинамической трубы. Максимум, что можно увидеть – это прогуливающихся и отдыхающих рабочих, да несколько автомобилей, готовых к отгрузке клиентам.

Посещение гоночного трека Фиорано это ещё более грустная история. Вас привозят на трек, провозят мимо ангаров, где хранятся машины Формулы 1 и специализированные версии машин покупателей, далее привозят к дому, где раньше жил Энцо Феррари, показывают истребитель итальянских ВВС, с которым соревновался Жак Вильнёв и на этом экскурсия заканчивается.

Сам музей небольшой – всего несколько залов, где выставлены машины, участвовавшие в гонках, зал прототипов и зал славы, где выставлены кубки, полученные Феррари. Далее сувенирный магазин, кафе и на этом музей закончился.

Italy, Maranello Italy, Maranello Italy, Maranello
Italy, Maranello Italy, Maranello Italy, Maranello
Italy, Maranello Italy, Maranello Italy, Maranello

Italy, Maranello

Italy, Maranello

В общем, от посещения музея и фабрики мы ожидали гораздо большего.

Прокатились на Феррари Калифорния и поехали на озеро Гарда.

Italy, Maranello

Italy, Maranello


Озеро Гарда и Гардаленд (Lago di Garda, Gardaland)

От Маранелло до озера Гарда около 80 км. По дороге мы ещё заехали в Модену, прокатились по центру, поставили машину на стоянке городской прокуратуры и немного прогулялись по городу. Ничего особо интересного, кроме воняющего лошадиными какашками ипподрома не нашли.

В итоге никуда не сворачивая мы уже поехали в город Castelnuovo Del Garda, где у нас была забронирована гостиница.

Озеро Гарда

Озеро Гарда или Гардское озеро – самое большое озеро в Италии, расположенное вблизи южного подножья Альп в котловине ледниково-тектонического происхождения.

Площадь поверхности – 370 км2, глубина – до 346 м.

В южной части озера расположены основные курорты. Северная часть озера освоена в меньшей степени. Соответственно вода там гораздо чище, но и холоднее.

Озеро судоходно. Имеется водное транспортное сообщение между городами.

Для изучения озера мы решили воспользоваться водным транспортом.

Italy, Garda Lake, Castelnuovo Del Garda

Пришли на пристань и взяли билеты на стоящий под парами пароход. Билет брали по принципу "куда подальше", что оказалось городом Сало на другом берегу озера.

Но, прежде чем попасть в Сало, мы остановились в городе Лачизе (Lazise).

Italy, Garda Lake, Lazise

Italy, Garda Lake, Lazise

На кораблике мы доехали до города Гарда, после чего на другом корабле пересекли озеро и приехали в городе Сало (Salo).

Это оказался совсем небольшой живописный городок, основной достопримечательностью которого является местный собор.

Italy, Garda Lake, Salo

Italy, Garda Lake, Salo

На обратном пути у нас была пересадка в Лачизе, где мы немного прогулялись по городу.

Italy, Garda Lake, Lazise Italy, Garda Lake, Lazise Italy, Garda Lake, Lazise
Italy, Garda Lake, Lazise
Italy, Garda Lake, Lazise

Обратно в Castelnuovo Del Garda мы вернулись уже под вечер.

Italy, Garda Lake, Castelnuovo Del Garda

Что касается Сирмионе (Sirmione), то туда мы заехали в день отъезда буквально на пару часов. Голрод примечателен тем, что находится на конечной части мыса, на несколько километров вдающего в озеро Гарда. Основная достопримечательность – это замок, в котором в свое время располагался венецианский гарнизон.

Italy, Garda Lake, Sirmione Italy, Garda Lake, Sirmione Italy, Garda Lake, Sirmione
Italy, Garda Lake, Sirmione Italy, Garda Lake, Sirmione Italy, Garda Lake, Sirmione

Гардаленд (Gardaland)

Одна из основных достопримечательностей озера Гарда – это парк аттракционов Гардаленд. Летом парк работает с 10 до 23 часов, стоимость билета 29,5 евро, если покупать в отеле или на заправке. В кассах парка билеты дороже.

Парк был построен в 1975 году. Аттракционов довольно много, в том числе и адреналиновых город с многочисленными виражами и переворотами. В общем, стандартный парк. В плане аттракционов может и получше Диснейленда, в плане всей сопутсвующей движухи и сервиса значительно последнему уступает.

Мы пришли около 10 утра и уже к 6 вечера мы оттуда ушли.

Кроме Гардаленда в окрестностях озера есть парк развлечения Movieland, аквариум и два аквапарка. Там мы не были, так что сказать что-то про них сложно.

На этом у нас была закончена итальянская часть поездки. Мы вернулись в Бергамо, сдали машину и полетели в Испанию.

Италия в целом, и Северная Италия в частности, не понравились - везде суета, итальянцы оборзевшие и постоянно норовять обмануть и нажить денег. В общем, будто и из Москвы не уезжали.