Порту: океан и портвейн


Португальский Порту у нас нарисовался сам собой при планировании маршрута по северной части Испании – в Саньяго де Компостела, одну из основных вех пути Сантьяго, мы планировали ехать в любом случае, а из Сантьяго уже рукой подать до Порту – каких-то 200 км.

Касательно Порту есть много мнений – кто-то от него без ума, кто-то считает его грязным и не особо интересным городишком, но все сходятся в одном – Порту родина портвейна и только там можно попробовать разнообразные сорта в месте произрастания.

Поэтому еще раз прикинув маршрут и расписание, с учетом того, что приехать мы планировали во второй половине дня, а выехать утром, мы забронировали две ночи. Отель, по причине наличия машины, выбрали в деловой, современной части города, недалеко от Дома музыки и офисов международных корпораций.

Все цены и маршруты, приведённые в рассказе, актуальны на время поездки, то есть на август 2012 года.

Про Порту

Порту (Porto) – второй по величине (после Лиссабона) город в Португалии, центр одноимённого округа и муниципалитета. Является центром крупной городской агломерации Большой Порту.

Численность населения – 240,0 тыс. чел., в агломерации Большой Порту – 1,75 млн. человек. Город расположен в 270 км на север от столицы Португалии города Лиссабон. Исторический центр Порту расположен на правом берегу реки Дору, в нескольких километрах от места её впадения в Атлантический океан. Центр города объявлен ЮНЕСКО Всемирным культурным достоянием.

Помимо исторического центра, интерес для туристов в Порту представляют мосты через реку Дору, один из которых построен по проекту Гюстава Эйфеля и портвейн.

Из Сантьяго выехали после обеда и сразу попали под дождь. Дождь вообще последние пару дней преследовал нас, но это было что-то типа тропического ливня, только холодного. Несмотря на все это, поток машин двигался довольно быстро, снижая скорость только в туннелях и крутых заворотах серпантинов.

Сама дорога ничего интересного и живописного собой не представляла – обычная автомагистраль в горах. Некоторое разнообразие вносили пункты взимания дорожных поборов, которых оказалось довольно много.

Через некоторое время мы проехали по мосту через речку, навигатор пиликнул, сказал, что мы въехали в Португалию и обрадовал нас тем, что ехать нам нужно будет дольше на один час – оказалась, что Португалия, в отличии от своих соседей, живет по Гринвичу.

Сама по себе дорога и окружающий пейзаж не изменились, поменялись надписи на указателях – они стали на еще более непонятном языке и сменился способ взимания оплаты за дорогу. В отличии от Испании, где через непонятные промежутки времени установлены пункты, на которых взимается фиксированная сумма, в Португалии над дорогой были установлены камеры, которые считывали номер машины и на съезде вам просто выставлялся счет, который стоило оплатить.

До Порту оставалось несколько километров и мы попали в вечернюю пробку. Навигатор сказал, что до следующего поворота нам осталось около 3 км и предложил перестроиться в правый ряд. Через некоторое время правый ряд начал двигаться ощутимо быстрее – оказалось, что пробка была прямо, а поворот направо был свободен и водители, которым нужно было ехать прямо, не пытались, как стадо баранов, забить все доступные ряды, а спокойно стояли в пробке, оставив всем остальным возможность повернуть направо.

Свернули с магистрали, потом ещё и ещё раз и через некоторое время навигатор сказал, что пункт назначения находится у нас под носом. И точно – вот он въезд на парковку отеля. Портье забрал вещи, швейцар ключи от машины, а мы налегке пошли на регистрацию.

Во время регистрации, как водится, завели разговор о погоде – как давно дождь и какой прогноз на ближайшую перспективу. На что работница отеля показала нам абсолютно незагорелую руку и пожаловалась на то, что солнца в этом году они как-то и не видели.

К счастью портвейн можно пить в любую погоду, поэтому мы взяли такси и поехали в центр. Таксисту так и было сказано – вези на, чувак, в центр. Совсем в центр проехать не получилось – таксист на привёз в пробку и посоветовал дальше идти пешком.

Прошлись немного по центру, периодически прячась от дождя в каких-то лавках, добрались до вокзала, где грустно и молчаливо стояли поезда и не было никакой привычной суеты и шума

В итоге мы решили переправиться на противоположный берег с целью выпить браги и закусить.

Прошли по той части моста, по которой ходят поезда метро и спустились вниз на фуникулёре

Примечание: если нажать на фотографию, то она откроется в полном размере.

Практически сразу наткнулись на какой-то подвальчик, где нам налили по стаканчику портвейна и выдали по печеньке.

Прогулялись вдоль набережной – с едой оказалось как-то напряжённо. В итоге мы решили отдать себя в руки специалистам по кормлению туристов и переправились обратно в центр.

Про мост

Порту с Vila Nova de Gaia соединяет несколько мостов, перекинутых через реку Дору.

Центр города с той стороной, где находятся портвейновые компании, соединяет двухъярусный мост Ponte Luís I, сооружённый по проекту Теофила Сейрига (ученика и компаньона Гюстава Эйфеля) в 1886 году. Мост назван в честь короля Луиша I.

Чтобы попасть на верхний ярус нужно пойти от железнодорожного вокзала вверх, мимо церкви кого-то там. Сразу по выходе вы попадаете на станцию фуникулёера, на котором можно спуститься на набережную.

Чтобы попасть на нижний ярус, нужно от вокзала спуститься вниз по улице к реке, пройти налево по набережной и попадёте на мост.

На набережной было мокро, холодно и грустно – ни тебе зазывал, ни тебе весёлых компаний туристов. В итоге наугад ткнулись в какой-то ресторанчик, прошли на второй этаж и заказали всякой еды.

При заказе еды в таких туристических забегаловках стоит учитывать, что вам, помимо заказа, принесут хлеб, масло и всякие лёгкие закуски, которые затем не преминут включить в счёт. Поэтому, если хочется самостоятельно контролировать свой рацион, нужно официанту чётко и недвусмысленно намекнуть, что хлеба и прочего добра вам не надо. А если он будет упорствовать, то вы его сразу по сусалам, по сусалам его.

День прошёл, мы вернулись в гостиницу. На следующий день у нас была запланирована экскурсия по городу и лёгкий шоппинг.

Наступило утро. Ярко светит солнце.

Пока погода опять не испортилась, мы быстро позавтракали и побежали осматривать город, благо маршрут экскурсионного автобуса проходил совсем рядом.

Про экскурсионные автобусы

В Порту работают три оператора, предлагающих автобусные туры по городу – Red Bus, Yellow Bus, Blue Bus. Автобусы ходят по примерно одинаковым маршруту длительностью около 1,5 часов (в зависимости от времени остановок и пробок). Основные различия в используемых автобусах (одно- или двухэтажные), количестве языков аудио-гида и наличии дополнительных опций в виде речного круиза или посещения удалённых районов Порту (морского порта и Vila Nova de Gaia).

Автобусы ходят примерно через каждые 20 минут, хотя можно прождать и дольше. Время работы в сезон с 9:30 до 18:30.

На момент поездки (август 2012) все автобусы работали по принципу hop on – hop off, то есть можно сколько угодно раз входить и выходить из автобуса. При этом в листовке Yellow Bus данная возможность была только двухдневных билетов, но действовала и на однодневном тарифе. Поэтому перед покупкой билета имеет смысл уточнить наличие этой опции. Стоимость билетов от 10 евро взрослый и от 5 евро детский (4-12 лет).

Билеты можно купить у водителя или в киосках в городе. В киосках можно купить билеты на любой из трёх автобусов.

Поскольку прочитать путеводители и как-то ещё подготовиться к поездке в Порту мы забыли, то мы решили сначала проехать круг на экскурсионном автобусе, ну а потом уже посетить те места, которые нам покажутся интересными из окна автобуса.

Сначала мы ехали по бывшим сельхозземлям и промзонам, которые были превращены в красивые жилые районы.

Затем автобус выехал к океану и остановился возле небольшого форта и океанариума.

Океанариум, судя по размерам здания, так себе – не Манила и не Сингапур.

Далее маршрут проходит вдоль океана, где можно увидеть памятник пожирателям требухи

Далее мы едем на тот берег, где живёт портвейн. А растёт он на деревьях, сразу в бутылках, подготовленных для экспорта.

В Порту, также как и в Гонконге, до сих пор в качестве транспорта используются старинные трамваи. Есть даже музей электрического транспорта.

Затем поездка вдоль мостов, каждый из которых представляет собой довольно интересное, в первую очередь с инженерной точки зрения, сооружение.

И мы въезжаем в центр.

На этом маршрут заканчивается и автобус идет на второй круг, проезжая мимо Дома Музыки.

Мы решили доехать до океана – уж больно красивый прибой был в этот день.

Наиболее интересно любоваться океанским прибоем с одного из двух волноломов, расположенных в устье реки Дуары. Здесь главное проявлять осторожность, так на пару десятков небольших волн приходятся пара таких, что окатывают незадачливых фотографов и рыбаков с ног до головы.

Следующим пунктом нашей прогулки были подвалы с портвейном. С ними, в принципе, всё понятно. Стоит только отметить, что посещение подвалов, в особенности крупных компаний типа Sandeman, Offley, W. J. Graham, Cálem, это чистый маркетинг и пустая трата времени. Всё действо сильно напоминает посещение фабрик народных ремёсел и кофейных плантаций где-нибудь в Индонезии. Если нет особых предпочтений в определённой марке, то закупаться удобнее в небольших магазинчиках, коих в Порту превеликое множество. Хотя не уверен, что там продаются всякие винтажные сорта, не интересовался – не такие уж мы фанаты этого напитка, чтобы платить за бутылку 5-7 тысяч евро.

Про портвейн

Портвейн (porto) – креплёное вино, производимое на северо-востоке Португалии в долине реки Дору. Портвейн имеет категорию "названия, контролируемого по происхождению" (Região Demarcada do Douro), закреплённую законодательными актами Португалии и Евросоюза. В технологии производства портвейна брожение виноградного сусла прерывается для сохранения в нём остаточного сахара.

Портвейны делятся на две большие группы: портвейны, созревающие в бочке и портвейны, созревающие в бутылке. До этого любой портвейн должен быть выдержан в дубовой бочке не менее 3 лет.

Портвейны, созревающие в бочке:

  • Tawny port – производятся из красных сортов винограда. Выдерживаются в дубовых бочках, подвергаясь постепенному окислению и испарению. Их цвет в результате изменяется на золотисто-коричневый, а долгий контакт с деревом даёт ореховые тона во вкусе. Бывают "просто tawny" (без указания возраста) – представляют собой смесь вин, выдержанных в бочках не менее 2 лет и tawny с указанием возраста (официальные категории 10, 20, 30 и 40 лет) – смесь вин большей выдержки. При этом "возраст" представляет собой экспертную оценку получившегося купажа.
  • Colheita – портвейн урожая определённого года, выдержанный в бочке. На этикетке указывается не длительность выдержки, а год урожая, определяющий приблизительный средний возраст компонент.

Портвейны, созревающие в бутылке:

  • Branco (белый портвейн) – производится исключительно из белых сортов винограда. Типичные белые портвейны – это молодые вина с выраженным фруктовым вкусом. Они являются единственным типом портвейна, официально отличающимся по содержанию сахара: производятся сухие, полусухие и сладкие белые портвейны. Употреблять лучше в охлаждённом виде. Белый портвейн Lagrima употребляется только в охлаждённом виде.
  • Ruby и Ruby Reserve – самые молодые купажированные красные портвейны, выдержанные минимальный положенный срок (3 года) в дубовых бочках перед бутилированием. За счёт минимального технологического вмешательства портвейн сохраняет первоначальный стиль, сочный, мощный и фруктовый характер. Развивается в бутылке после разлива.
  • Late Bottled Vintage (LBV) – портвейн, произведённый из винограда одного года урожая и выдерживаемый в дубовой бочке от 3 до 6 лет перед бутилированием. В отличии от Ruby более пряный, густой и сложный в ароматике. Имеет потенциал для развития в бутылке.
  • Crusted (с осадком) – вырабатывается путём смешения вин из нескольких урожаев. Его разливают без фильтрации (что приводит к образованию осадка, отсюда название) и укупоривают пробкой. Такой портвейн необходимо декантировать перед употреблением. Год, указываемый на этикетке, представляет собой год розлива в бутылки, а не год урожая. Минимальный срок выдержки в бутылке составляет 3 года, но большинство производителей запускают портвейн «с осадком» значительно позднее, так что он может быть употреблён сразу после приобретения.
  • Vintage – портвейн, произведённый из винограда выдающегося года урожая и выдержанный в дубовой бочке 2-3 года перед бутилированием. Имеет потенциал для развития в бутылке от 20 до 50 лет, в зависимости от производителя. Его рекомендуется декантировать перед подачей. Не переносит хранения после открытия бутылки.
  • Single Quinta Vintage – портвейн, произведённый из винограда в декларированный удачный год урожая, собранного с отдельного виноградника и относящийся к отдельно взятому производителю. Технология производства такого портвейна идентична производству классического винтажного.

Стоимость tawny, branco, ruby начинается в среднем от 10 квро за бутылку 0,75 л, tawny 40 лет – от 120-150 евро, стоимость винтажных портвейнов "хорошего года" начинается от нескольких тысяч евро.

Хранить портвейн необходимо в сухом, тёмном и прохладном месте. Портвейны, созревающие в бочке, можно хранить после открытия. Портвейны, созревающие в бутылке, а в особенности винтажные, хранению не подлежат.

Изрядно надегустировавшиеся мы пошли на вокзал, где сфотографировали изразцы.

Больше на вокзале было заняться нечем, так как в Португалии вовсю шла забастовка железнодорожников и поэтому на вокзале ничего не работало.

Отужинав сардинами, вернулись в гостиницу.

На завтра нам нужно было возвращаться в Испанию.

Следующим пунктом нашего маршрута был город Леон, что в одноимённой провинции.