Немного Азии: Куала-Лумпур

Это была вторая поездка в Малайзию и на этот раз мы хотели посмотреть ту часть страны, где не были в прошлый раз.

Маршрут предыдущей поездки был Куала-Лумпур – Пинанг – Лангкави – Куала-Лумпур (Kuala Lumpur – Penang – Langkawi – Kuala Lumpur) с перелетом Эмиратами через Дубай. Поэтому на этот раз хотели поехать на восточное побережье и на Борнео. Заодно решили заехать в Сингапур, чтобы понять, что же это такое тропический Лондон.

С восточным побережьем было все понятно – Перхентианы (Perhentians) или Тиоман (Tioman), причем Тиоман привлекал больше в силу нормальной доступности пива и других напитков на острове, с Борнео было сложнее. Малазийское Борнео состоит из двух штатов – Sabah и Sarawak, разделенных Брунеем. Основой экономики является нефть и в каждом штате есть свои прелести для туристов. В конце концов, гора Кинабалу (Mount Kinabalu) и острова восточной части Борнео перевесили, и было принято решение остановиться на следующем маршруте: Куала-Лумпур – Борнео (Сабах) – Тиоман – Сингапур.

Все цены и маршруты, приведённые в рассказе, актуальны на время поездки, то есть на июль-август 2008 года.

Вместо предисловия

Малайзия

Малайзия (малайск. Malaysia) или Федерация Малайзия – государство в Юго-Восточной Азии, состоящее из двух частей, разделённых Южно-Китайским морем. Западная Малайзия (традиционное название – Малайя) занимает южную оконечность полуострова Малакка, граничит с Таиландом на севере и с Сингапуром на юге; к Сингапуру ведет мост через пролив. Восточная Малайзия (традиционное название – Сабах и Саравак) занимает северную часть острова Калимантан, граничит с Брунеем на севере и с Индонезией на юге.

Государственное устройство Малайзии уникально. Это единственная страна мира, представляющая собой федеративную конституционную выборную монархию. Малайзия состоит из 13 штатов и трёх федеральных территорий. Девять штатов являются монархиями. Каждые пять лет девять монархов собираются и выбирают из своей среды короля и вице-короля, который является формальным главой государства. Основные же функции управления выполняют парламент и премьер-министр. Наверное, именно поэтому, королевский дворец в Куала-Лумпуре представляет собой весьма скромное здание и, например, ни в какое сравнение не идет с резиденцией премьер-министра.

Несмотря на то, что официальной религией является ислам, его исповедуют всего 60% населения. Далее идут – буддизм (19%), христианство (9%) и индуизм (6%). Именно поэтому, несмотря на официальный ислам, особых проблем это немусульманам не доставляет. Также, что самое интересное, преимущественно мусульманские штаты являются наименее экономически-развитыми территориями.

Население Малайзии насчитывает 28 млн. человек, из которых 50% это этнические малайцы, 24% китайского происхождения и 7% индийского. Официальный язык – малайский, но и английским жители владеют в достаточной степени.

ВВП на душу населения по итогам 2008 года – 14 тыс. долларов. Цены на ряд товаров контролируются государством.

Жизнь, как водится, внесла свои коррективы – на Тиомане мест в нормальных отелях не оказалось и мы решили восточное побережье вообще выкинуть из программы, а вместо этого поехать в Семпорну (Semporna) – деревеньки, из которой стартуют поездки на знаменитые острова, в том числе и Мекку дайверов – Sipadan.

Поэтому окончательный вариант маршрута стали таким: Куала-Лумпур – Кота Кинабалу (Kota Kinabalu) – Семпорна – Джохор Бару (Johor Baru) – Сингапур. Особо к поездке не готовились, купили только билеты Куала-Лумпур – Кота Кинабалу и Кота Кинабалу – Джохор Бару. В Семпорну и обратно решили ехать ночными автобусами. Также забронировали гостиницы в Куала-Лумпуре, Сингапуре, Кота Кинабалу и Семпорне. Экскурсии и прочие поездки бронировать не стали, решив, что определимся на месте. Созвонились только со Scuba Junkie и договорились, что они нас включат в списки посетителей острова Sipadan.

Перелет

Летели сингапурцами из Москвы. Плюс только один, да и тот сомнительный – беспосадочный рейс, поэтому летит что-то около 10 часов (обратно прилетел даже на час раньше расписания). Вылетает поздно вечером, так что вроде как можно ночью поспать. Но есть большущий минус – на самом деле это рейс Хьюстон-Сингапур с посадкой в Москве, поэтому самолет (Боинг 747-300) забит под завязку, причем летели этим рейсом в основном индусы и прочие жители Земли, специфически относящиеся к личной гигиене. Они плохо пахли, ели всякую гадость и смотрели свои фильмы.

В экономе сингапурцев места явно меньше, чем в экономе эмиратов или катарцев, поэтому особо поспать не удалось. Вообще, из всех вариантов перелетов в азиатском направлении больше всего понравилось лететь Эмиратами – там и места побольше, да и промежуточная посадка в Дубае позволяет размять ноги. На обратном пути, так как время ожидания больше 3-х часов они пускают в свой транзитный зал, где еще и кормят.

Куала-Лумпур (Kuala-Lumpur)

Прилетели в KLIA (Международный аэропорт Куала-Лумпура) около 13:00, дальше экспресс и что-то около трех разместились в отеле Alpha Genesis Hotel. Отель расположен рядом со станцией монорельса Bukit Bintang на улице, параллельной Jolan Alor, которая примечательна тем, что там находится масса аутентичных едален, в которых можно найти еду на любой вкус и про которую написано во всех путеводителях.

Что самое интересное, несмотря на то, что с момента последней поездки прошло три года, стоимость проезда осталась прежней, да и уровень цен тоже никак не изменился. Разве что подешевел доллар, но он везде подешевел. Сам город изменился довольно сильно – появились новые торговые центры, построили новые небоскребы, что-то снесли. Куала-Лумпур, как и остальные азиатские города, примечателен полным отсутствием градостроительной политики. Может она и есть, но на неискушенный взгляд фаранга ее не видно. Современные небоскребы соседствуют с лачугами, сегодня ты можешь наслаждаться видом из окна, а завтра прямо напротив вырастет очередной офисный и торговый центр. Но, в общем, мне Куала-Лумпур нравится – есть в нем что-то такое, что манит. Может, как раз это и связано с определенным бардаком, который в городе присутствует, не превращая его при этом в хаос.

На Куала-Лумпур у нас было выделено три дня, из обязательной программы мы планировали съездить в Путраджаю (Putrajaya) – новую столицу Малайзии, куда постепенно переносят все правительственные службы и залезть на телебашню – уж очень хотелось посмотреть на Петронасы со стороны.

Естественно, прогулялись по Чайна-тауну и по торговым центрам. Чайна-таун, по сравнению с прошлой поездкой, несколько захирел и в нем уже былой активности и яростного торга, подчас переходящего в шоу. Торговых центров наоборот – прибавилось. Хотя я заметил, что торговый центр живет максимум пару лет, потом строят что-то новое, модные марки вслед за покупательскими потоками переезжают туда, на смену приходят магазины попроще и постепенно недавно еще модный торговый центр превращается в местный аналог Горбушки или торгового комплекса у метро.

Монорельс – один из основных способов перемещения по городу.

Городская тюрьма, не знаю – действующая или нет. Проверять не хотелось.

Примечание: если нажать на фотографию, то она откроется в полном размере.

Путраджая (Putrajaya)

Краткая справка

Путраджая – город в Малайзии, построенный специально, как новая административная столица. Основана 19 октября 1995 года. C 2005 года – федеральная столица государства. За Куала-Лумпуром временно сохраняются некоторые столичные функции. Город расположен в 20 км к югу от Куала-Лумпура по дороге в международный аэропорт.

Утром встали и поехали в Путраджаю. Можно было взять экскурсию, но мы решили ехать самостоятельно. На вокзале сели на экспресс, который идет в аэропорт, вышли на станции Путраджая, купили талончик на такси (в будущем запланирована постройка монорельса от железнодорожной станции до новой столицы) и через десять минут мы на главной площади. Место очень красивое, в отличие от Куала-Лумпура явно видно централизованное планирование.

На центральной площади флаг Малайзии в окружении флагов штатов, которые входят в состав Малайзии.

В отличие от мечети в Куала-Лумпуре можно войти во внутренний дворик, женщинам только нужно надеть специальный плащ с капюшоном, и даже сфотографировать внутреннее убранство мечети.

Несмотря на то, что туристическая отрасль в Малайзии является далеко не основным источником ВВП, правительство делает все, чтобы сделать свою страну значимым туристическим направлением. В отличие от нас, несмотря на небольшое количество исторических ценностей, они из любой фигни сделают достопримечательность или туристический аттракцион, внесут в путеводители и будут возить туристов.

Вернулись в город, залезли на телебашню. Что удобно – от входа в парк, где находится телебашня, к ее подножию ходит шаттл, поэтому пешком в гору забираться не надо. В отличие от других стран, совершенно похуистическое отношение к потенциальным террористам, хотя, может быть, моя рожа внушает доверие. С собой на башню тащил рюкзак с фотоаппаратурой – зеркалка, карточки, объективы. Подходим к входу в лифт, там досмотр как в аэропорту – рентген, рамка и все такое. Подхожу, говорю у меня тут рюкзак с фотоаппаратом. На что охранник спрашивает – вы его в камеру хранения сдать хотите, да нет, как раз, наоборот – с собой взять хочу. Пожалуйста – проходите. Прохожу через рамку, она естественно заверещала – а мне так знаками показывают, что все нормально – проходи.

Погуляли по городу, а на следующий день у нас рано утром был самолет в Кота Кинабалу.