Немного Азии: Борнео

Бюджетный терминал, с которого летает Air Asia, находится в стороне от основного терминала, недалеко от трассы Формулы 1, где проходит гран-при Малайзии и добраться до него можно либо на автобусе, либо на такси. Автобусы отходят от главного вокзала и уже на подходе вас встречают зазывалы, которые агитируют воспользоваться именно их услугами. Цены за проезд примерно одинакова и автобусы различаются разве что цветом. Есть расписание, но на самом деле они ездят как маршрутки – по мере заполнения. Сам терминал напоминает ангар из профилированного алюминия – удобств минимум и все направлено на быстроту обслуживания пассажиров и минимизацию расходов.

Лететь до Кота Кинабалу, столицы штата Сабах, около 2,5 часов. По прилету проходим паспортный контроль, где с паспорт ставят штамп "Entered Sabah". Вроде это как-то связано с особым статусом малазийского Борнео, но в подробности я не вдавался. Граждане Малайзии тоже проходят пограничный контроль.

Все цены и маршруты, приведённые в рассказе, актуальны на время поездки, то есть на июль-август 2008 года.

Air Asia

Крупнейший бюджетный (low cost) азиатский авиа-перевозчик. Летают на новеньких Airbus A320 и A330. В начале 2007 года запутили проект Air Asia X, в рамках которого стали летать на дальние расстояния (свыше 4 часов). Девиз компании "Now Everyone Can Fly" и это не просто слова, так как билет, если покупать его заблаговременно, стоит сущие копейки. В Москве за эти деньги на электричке до аэропорта не доехать. Например билет из Куала-Лумпур в Лондон стоит 479 рингит (около 130 долларов)

Кота-Кинабалу

Берем такси и едем в King Park Hotel, который находится в центре города, напротив кинотеатра рядом с офисом местной Роснефти. Если идти от отеля к океану, то слева находится здоровенный фудкорт, где кормят всякими морепродуктами. Сами морепродукты сидят живьем в аквариумах. Цены не очень гуманные (дороже, чем в Куала-Лумпур), но терпимые. Надо только следить, чтобы хитрые китайцы не наебали с весом и с общей суммой счета. В общем, народ пытается заработать как может.

Население Сабаха, а особенно Кота Кинабалу, весьма зажиточное и передвигается, в основном, на новых Ланд Крузерах 200 (которые у нас тогда только как Лексус 570 продавались). Также видел пару Феррари, Порше и аналогичные машинки. В общем, нефтяная столица Малайзии, поэтому, наверное, и рестораны дорогие.

Конкретных планов у нас в Кота Кинабалу не было, поэтому мы пошли в Информационный центр штата Сабах (белый двухэтажный особняк напротив здания, в котором находится офис Air Asia). Идти лучше туда, т.к. в Малазийском информационном центре народ какой-то бестолковый и ничего не знает. Нам на хорошем английском языке объяснили, что и как, что стоит посмотреть и к кому обратиться. Потом парень, который нам все объяснял, попросил заполнить маленькую анкетку, где нужно было оценить его работу. Написали, что все было отлично и пошли бронировать туры.

Решили остановиться на рафтинге по реке Padas, его купили у Riverbug и взять поездку в Кинабалу Парк и Poring Hot Springs (PHS). Из островов остановились на островах Sapi и Manukan как самых живописных. Саму гору надо бронировать сильно заранее – вроде как за пару месяцев, либо брать тур за 1600 рингит с головы. Правда надо десять раз подумать – стоит ли туда лезть, как-никак 21 км по горам только в одну сторону.

Чтобы попасть на рафтинг нужно сначала несколько часов ехать автобусом, а потом на древнем поезде, прицепленном к еще более древнему тепловозу.

Сам заплыв происходит в два этапа с перерывом на обед. Уровень сложности 3-4, но есть несколько порогов, которые весьма запоминаются. На следующий день был запланирован Кинабалу Парк и горячие источники Poring Hot Springs (PHS). В самом Кинабалу Парке особо смотреть нечего, поэтому оптимально будет поехать сразу в PHS – там можно свободно протусить там целый день. Сама дорога очень живописная и проходит через горы. Местами мы ехали в полнейшем тумане, практически на ощупь.

Примечание: если нажать на фотографию, то она откроется в полном размере.

Горячие источники, или Poring Hot Springs, представляют собой парк, у начала которого расположены сами источники с купальнями. Далее находятся горные джунгли, по которым проходят несколько маршрутов.

Гвоздем программы является подвесной мост, подвешенный между деревьями на высоте нескольких десятков метров.

Все сделано очень добротно и крепко, но высота перил рассчитана на среднестатистического малайца, поэтому перила расположены низковато.

На обратном пути остановились посмотреть на раффлезию.

На Борнео растет самая большая Раффлезия Арнольди, в нашем случае диаметр цветка был около метра, но цвел он уже не первый день и поэтому был несколько увядшим.

Раффлезия (лат. Rafflesia)

Раффлезия – род паразитических растений семейства Раффлезиевые. Ареал рода – полуостров Малакка, острова Суматра, Ява, Калимантан, а также Филиппины.

Все представители рода (около тридцати видов) – растения-паразиты, которые большую часть своей жизни проводят в тканях растения-хозяина. В качестве хозяев обычно выступают лианы.

Раффлезии примечательны своими огромными необычными цветками, некоторые из которых достигают диаметра более одного метра и массы более десяти килограммов.

Найти цветущую раффлезию вблизи шоссе для местных жителей равносильно нахождению клада. Сразу же организуется круглосуточное дежурство и на дороге ставится плакат "Внимание, здесь цветет раффлезия". Проезжающие мимо туристы за удовольствие посмотреть и сфотографировать раффлезию платят по 20 рингит с человека. Учитывая, что раффлезия цветет примерно неделю и что стандартный туристический автобус вмещает 50-60 человек, можно легко прикинуть заработок "владельца" раффлезии.

На день отлета в Тавау, как и на первый день, были намечены острова. Острова самые обычные, со всеми удобствами. Есть кораллы и красивая морская жизнь, но не в очень большом количестве.

Больше всего было жаль мусульманских женщин, которые по жаре ходят в черном и купаются в одежде.

Тавау (Tawau)

Изначально мы планировали ехать из Кота Кинабалу до Семпорны ночным автобусом, но потом решили лететь самолетом до Тавау, а оттуда до Семпорны каких-то 80 км. Билеты на самолет покупали в Кота Кинабалу в офисе Air Asia, но через интернет – терминалы у них уставлены прямо в офисах.

В Тавау прилетели около шести. Спросили, как лучше добраться до Семпорны и нам посоветовали поехать на автобусе в Тавау, а там пересесть на автобус, идущий в Семпорну. Так и сделали. Сели в автобус, какое-то время подождали других пассажиров и двинулись. Проехали несколько километров и выехали на Т-образный перекресток, где стоял указатель: Семпорна направо 84 км, Тавау налево 26 км. Автобус естественно повернул налево и поехал в Тавау.

Автобус привез нас на какой-то автовокзал, где толпился местный народ, в принципе не говорящий по-английски. Стемнело. Автовокзал был явно местного значения, и мы начали выяснять у народа как нам попасть в Семпорну. В конце концов, привели парня, который, похоже, всем рассказывал о своем знании английского. С этим парнем понять друг друга так и не удалось, в итоге местные его подняли на смех, усадили нас в автобус, сказав водителю, чтобы он нас высадил около междугородного вокзала. Минут через пять приехали на вокзал, где явно отстаивались большие междугородные автобусы, и больше жизни не было никакой. Но оказалось, что это не так – откуда-то вылез парнишка, который узнав, что нам надо в Семпорну, сказал, что автобусы уже кончились и у нас остался последний шанс попасть сегодня в Семпорну. Нашли минибас – типичная наша маршрутка, но не Газель, а Тойота. Через какое-то время поехали.

Дорога на Семпорну узкая – две полосы, покрытие неплохое, но местами разбитое. Поскольку уже стемнело, то на дорогу выбрались грузовики, которые неторопливо ехали по каким-то своим делам. Поэтому у меня было ощущение, что мы находимся где-то в Европе, так как водитель все время несся по правой стороне дороги. В общем 110 км пролетели за час с небольшим, это учитывая несколько остановок.

Семпорна (Semporna)

Приехали куда-то, жизни в городе никакой – пошли искать гостиницу, в которой у нас со следующего дня был забронирован номер. По схеме, распечатанной с сайта гостиницы, пришли в район пристани. Там же активная ночная жизнь – дайверы и прочие снорклеры отрываются по полной.

Заселились в Sipadan Inn. Весьма неплохой отель и так как он построен всего пару лет назад, то раздолбать его не успели. Единственный нюанс – каждое утро надо вешать табличку "Please clean the room", иначе фиг его вам уберут и полотенца поменяют. Из более дорогих размещений есть Seafest и Dragon Inn, из дешевых – куча гестов. Dragon Inn примечателен еще и тем, что стоит прямо в море на сваях, как традиционные лонгхаузы местного населения.

Сама Семпорна представляет собой небольшую рыбацкую деревушку без собственного пляжа, так как вся береговая линия застроена лонгхаузами. Каждый вечер рыбацкие корабли уходили на промысел и возвращались под утро заполненные рыбой.

В тот же вечер пришли в Scuba Junkie и записались на Bohayan. Сразу оговорюсь, что мы чисто снорклеры, которым также хочется на песке поваляться. Bohayan же оказался красивым островом, окруженным коралловым рифом, из-за которого на остров на катере не доплыть. Дайверы быстро оделись и нырнули, мы и еще пара снорклеров в итоге плавали с маской недалеко от катера и облизывались, глядя на остров.

Второй и третий день мы ездили на Sibuan – такой же небольшой островок, к которому можно подплыть.

Так как остров находится в той части Южно-Китайского моря, где до сих пор пошаливают пираты, на нем размещена небольшая военная база, но отдыху это никак не мешает. Также на острове живут несколько семей местных рыбаков.

Дети весьма предприимчивы и торгуют свежими кокосами по 1 рингиту за штуку.

Девочек, почему-то, гораздо больше, чем мальчиков.

Вода чистейшая и морская жизнь очень богатая.

На Sipadan же попасть так и не удалось. Так как Sipadan представляет собой практически отвесную морскую гору, то там лучше дайвить, а сноркая всю его прелесть не понять.

Сипадан (Sipadan)

Сипадан – остров, диаметром около 500 метров, представляет собой верхушку потухшего вулкана. Отвесные стены кораллового рифа, расположенного вокруг острова, уходят на глубину в 600 метров. Зафиксированный рекорд погружения в этом месте на обычном сжатом воздухе – 86 метров. Сипадан объявлен национальным парком, поэтому въезд туда ограничен – не более 120 человек в день.

Из еды могу порекомендовать рыбный ресторан, который находится сразу около моста, напротив Scuba Junkie. Рыба там по 35 рингит/кг (в Кота Кинабалу примерно столько же за 100 гр.), тигровые креветки по 50. Причем не обвешивают и не обсчитывают. Держат его мусульмане, поэтому алкоголя в меню нет, но его можно принести с собой.

Алкоголь удалось найти только в супермаркете Mineva (или как-то так), который находится на площади рядом с заправкой, там же где и единственный (вроде как) на весь город банкомат, который выдает деньги в обмен на не малазийские карточки. Банкоматы Maybank почему-то это делать отказываются.

И снова Кота Кинабалу

До Тавау добрались минибасом Scuba Junkie. В Кота Кинабалу попали в шесть вечера и поселились в Beach House, который нам порекомендовал мальчик из Сабахского информационного центра. Находится он в 10 минутах пешком от аэропорта, радом с городским пляжем.

Пляж расположен точно на западе, поэтому удалось заснять отличный закат.

Сам отельчик представляет собой двухэтажный дом, на каждом этаже несколько комнат, ванная с туалетом на этаже, кухня и гостиная с ТВ.

В общем, типичный хостел. Мы там оказались первыми русскими. Я еще умудрился захлопнуть дверь в ванную, так что сработал замок. Ключа, естественно, не оказалось. В итоги пришлось вместе с обслуживающим персоналом ее вскрывать. Жена при этом нещадно ругалась, так как я помыться успел, а ей пришлось идти на первый этаж в "удобства во дворе". Ну а на следующий день мы должны были вылетать в Сингапур.