Венесуэла без испанского: Канайма, Гран Савана, Мочима, Маргарита

Идея поехать куда-нибудь в Южную Америку зрела уже давно, но случай никак не представлялся, да и визу оформлять было как обычно лень. Но, вдруг, как по заказу, латиноамериканские страны одна за другой начали отменять визы для руссо-туристо, следом, в конце марта, пришло письмо от Люфтганзы со спецпредложениями по Америке.

Про Венесуэлу на тот момент я знал только, что есть такая страна, там есть нефть, Чавес, остров Маргарита, немного моря и, если сэр Артур Конан-Дойль не соврал, плато с динозаврами, количество и разнообразие которых прямо пропорционально количеству употребленной внутрь местной флоры. Супруга вроде как тоже не была против, в итоге взяли билеты на начало июня и наступил этап придумывания маршрута. При этом необходимо было найти компромисс между желанием супруги полежать на пляже и моей сильной нелюбовью к подобного рода времяпрепровождению.

Все цены и маршруты, приведённые в рассказе, актуальны на время поездки, то есть на июнь 2009 года. Учитывая определённую политическую нестабильность и непредсказуемость государственной валютной политики, можно ожидать только повышения цен. За актуальной информацией лучше всего обратиться на форум по Венесуэле на сайте Lonely Planet (UPD 2021: форум снесли целиком и полностью. Правда и ехать сейчас в Венесуэлу особого смысла нет - слишком экстремально).

Этот отчет – мое личное ИМХО и мои личные наблюдения.

Все цены в этом отчете, если не сказано обратное, приведены в боливарских рублях (официальное наименование bolivar fuerte), сокращенно б.р.

Курс пересчета на июнь 2009 года:

1 доллар США = 6 боливарским рублям

1 боливарский рубль = 6 российским рублям

Часть первая. Подготовка.

Первый же поиск информации выдал такие слова как Канайма и Ангел Фоллс (или может все-таки Энджел?), в итоге появилась первая версия маршрута: Канайма – Маргарита. Пообщавшись на форуме Lonely Planet касательно предполагаемого маршрута, получил дельное предложение заменить Маргариту вояжем по западному или восточному побережью Венесуэлы – там и морская жизнь поактивнее, море чистое и красивое, да и вообще все хорошо и прекрасно. Но надо овладеть испанским... Ну, хоть чуточку...

Первое лирическое отступление. Про испанский и иностранные языки в Венесуэле.

Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12000 слов.
Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов.
Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.
Ильф и Петров. Двенадцать стульев

Местный народ, живущий на континенте, в основной своей массе иностранными языками не владеет. Вообще и никак не владеет. Причем если в нашей стране, каждый в своей жизни проходил хотя бы мимо одного иностранного языка, то есть при должном терпении от наших сограждан можно хоть чего-то добиться, в Венесуэле в школьную программу иностранные языки не входят. Сейчас ситуация вроде изменилась и детишки с первого класса учат английский, но более старшее поколение – это жопа.

По отзывам знатоков, самым толковым учебником для самостоятельного изучения испанского является Pimsleur Spanish. Нашел сразу уровень I, II, III и Plus приступил к изучению. Язык действительно оказался простым, а учебник хорошим, но к пятому уроку мне стало банально лень, и изучение испанского я забросил. Так и поехали со словарным запасом раза в три меньше, чем у Эллочки. В итоге глобальных неудобств не испытывали и всегда в конечном итоге получали то, что хотели. Хотя было и несколько курьезных ситуаций. Вот минимально-необходимый словарный запас. Правильность произношения не гарантируется, кому нужно написание – смотрите в словаре.

  • буэнас – употребляется в качестве "здравствуйте", в принципе вроде как нужно добавлять диас, тардес и т.д., но все говорят просто "буэнас". Употребляйте при каждом возможном случае.
  • амиго – официально "друг", но скорее что-то типа нашего "чувак", но в хорошем смысле.
  • грасиас – спасибо, говорить надо при любой возможности.
  • адиос – до свидания.
  • но интьендо – не понимаю. Можно добавлять "но интьендо эспаньол".
  • маньяна – официально "завтра", но может принимать значения "когда-нибудь потом".
  • хой – сегодня.
  • кванто – сколько. Есть более правильное выражение, обозначающее "сколько стоит", но и это они прекрасно понимают. Желательно выучить на слух несколько числительных, чтобы понять, что вам отвечают. Хотя мы поначалу обходились блокнотом и авторучкой или мобильным телефоном.
  • сервеза – пиво. У них там практически все пиво делает компания Polar, пиво почти исключительно лайт (этикетки и цвет банок/бутылок могут различаться) типа Corona Extra, в общем, моча. Стоит примерно 4-5 б.р. за бутылку. Единственное пиво, которое понравилось Cerveza tipa pils, с нормальной хмельной горечью попалось только в Канайме. Отличительная черта – изображение голой тетки на банке. Хотя делает его опять же Polar.
  • вино бланко, тинто – белое, красное вино (розовое не пью, поэтому названия не знаю).
  • Названия крепких напитков – интернациональны.
  • карне (carne) – мясо.
  • пескада (pescado) – рыба.
  • пойо (pollo) – кура (не путать с polla - это неприличное название мужского полового органа, причём в первую очередь имено в латино-американской версии).
  • папа (papa) – картошка, папа фрита соответственно картошки фри.
  • аква (aqua) – вода.
  • терминал де пасахерос – автобусный вокзал.
  • пор пуэсто – что-то типа такси по определенному маршруту, где каждый пассажир платит за себя.

Дополнительно у нас были блокнот и авторучка для согласования цифр и времени. Также можно нарисовать картинку, если не знаешь, как сказать. Еще был разговорник в Lonely Planet, но им мы ни разу не воспользовались. Рекомендую также заранее выписать названия блюд, овощей и фруктов, которые планируете есть.

В итоге возникло устойчивое желание купить Lonely Planet, сначала безуспешно пытался найти его в Лондоне, но не тут-то было. Масса стран есть, а Венесуэлы нет. В итоге заказал его на Amazon.co.uk, приехал за 11 дней, обошелся в 975 наших рублей вместе с доставкой. В шорт-листе оказались Канайма, Гран Савана, Мерида, Мочима или Морокой, Дельта Ориноко, Лос Рокес.

Мерида отпала по причине неработающего фуникулера, а переть в гору пешком как-то не захотелось. Вместе с Меридой отвалился Морокой. Почитав про Рокесы и посмотрев фотки, решили туда тоже не ехать. Почему – несколько позже. Дельта Ориноко отпала после прочтения программы тура – какие-то там потемкинские деревни с индейцами, а в ловле пираний ничего интересного нет.

В итоге маршрут получился следующим: прилет в Каракас, автобусом в Сьюдад Боливар – Канайма (3+1 дня) – автобусом в Санта Елену – Гран Савана (3 дня) – автобусом в Сьюдад Боливар – Пуэрто Пириту – Пуэрто Ла Круз – парк Мочима (Мочима или Санта Фе) – самолетом из Барселоны в Каракас.

Начал списываться с агентствами на предмет Канаймы и Гранд Саваны. В общей сложности общался с пятью: Osprey, Томас Берри (у него теперь своя контора), Eco Adventures, Bernal Tours, Adrenalin Expeditions. У Osprey не оказалось Гран Саваны, да и ценник что у них, что у Берри ближе к официальному курсу, т.е. мягко говоря, неадекватный, Берналь вообще не ответил, хотя я ему несколько раз писал. В конечном итоге выбор пал на Адреналин, так как они наиболее оперативно отвечали, бегло говорили по-английски, предложили нормальную цену тура долларах и адекватный курс. У Eco Adventures цены в боливарских рублях тоже были нормальные, правда, выше, чем у Адреналина, но меняли они их по 5,3 (изначально вообще предложили по 5).

В общем, все забронировали без всяких предоплат и договорились, что он нас встретит на автобусном вокзале в Боливаре. Как оказалось, выбор турагентства был правильный – Луис организовал все прекрасно, денег взял немного и всюду носился с нами сам, как с писаной торбой.

Начитавшись про преступность в Каракасе и Венесуэле начали подготовку:

  1. Посмотрели фильм Город бога. Он хоть и про Сан-Паоло, но общее впечатление о нравах латиноамериканской молодежи дает.
  2. Все голды и котлы были оставлены дома, взамен в Декалтоне за 350 наших рублей были куплены неубиваемые часы с будильником. Там же был куплен фонарик и спальник для жены, чтобы не мерзла в автобусах. Телефон тоже взяли простой и дешевый – Nokia 3110с.
  3. По причине преступности, а также из-за большого числа переездов, было принято решение рюкзак с фотоаппаратурой оставить дома. Вместо этого у дочки отобрали широкоугольную экстремальную мыльницу.
  4. У Сергея Бадюка взял несколько уроков борьбы с гопниками и договорился со знакомыми торговцами оружием, что подгонят мне в Сьюдад Боливар пару беретт с боекомплектом (последние, правда, не понадобились).
  5. Долго думали, прививаться или нет от Желтой лихорадки, в самый последний момент решили сделать. Как выяснилось – не зря.

На этом подготовка была признана завершенной, и мы поехали...

Часть вторая. Перелет.

Рейс вылетал в 7:05, поэтому встали ни свет, ни заря и поперлись в аэропорт. В аэропорту, несмотря на раннее время, была выпита традиционная кружка пива в баре Фостерс на первом этаже (хотя мне кажется, что раньше это ирландский бар был) и полетели. Такое ощущение, что в Люфтганзе проектировщиками салонов для ближнемагистральных линий работают потомки врачей концлагерей, которые ставят эксперименты на людях. Такой неудобный салон надо поискать, даже в наших Ту-154 места больше. Далее нас пересадили в А340-600 и начались очередные 10 часов перелета. Я, как обычно, схитрил и заказал при покупке билета спецпитание. В итоге мне на зависть всем окружающим, еду приносили раньше всех.

Прилетели и даже вовремя по расписанию. Выходим. Кругом люди в ватно-марлевых повязках и респираторах – гриппа боятся. Дали заполнить три анкеты:

  1. Обычная миграционная – откуда, куда, к кому, зачем. Заполняйте сразу на въезд и на выезд и не теряйте экземпляры, которые отдадут вам – сэкономите время на заполнении на обратном пути.
  2. Таможенную декларацию.
  3. Бумажку про симптомы свинского гриппа. Причем эту бумажку пограничник даже в руки не берет и не читает, а показывает, что положи ее мил человек в эту кучку на краю стойки.

Границу прошли быстро, а так как из вещей была только ручная кладь, то вышли одними из первых. Стоит толпа, прямо как в наших аэропортах. Но кроме таксистов еще и менялы, вернее в основном англо-говорящие посредники, в основном негры в форме то ли охранников, то ли уборщиков – поди разберись в них. Спрашивают, типа, куда вам надо, чуваки – все покажем, расскажем, деньги поможем поменять. Видите – обменник Италкамбио, в него еще глупый гринго менять идет. Вот там по 2,15, а мы вам в два раза выгоднее поменяем – типа пошли в офис. И правда, если учитывать, сколько народу в официальный обменник ломанулось, обмен по 4,5 кажется выгодной сделкой. Но мы люди образованные, у нас даже Lonely Planet есть, поэтому поднимаем чувака на смех и предлагаем поговорить на тему реальных курсов. В итоге после непродолжительного торга сговорились на 5,7. Можно было чуть дороже, но времени было жалко.

Распихав полученную пачку боливаров по карманам, пошли их испытывать.

Второе лирическое отступление. Про деньги.

Как я думаю отнять? Отъем или увод денег варьируется в зависимости от обстоятельств.

Ильф и Петров. Золотой теленок

В Венесуэле, прямо как в добрые старые времена у нас, существует два курса доллара – официальный и черный. Официальный котирует доллар по 2,15 руб., черный на момент моей поездки колебался в районе 5,5-6 руб. В самом Каракасе можно поменять дороже, также можно продать доллары дороже человеку, которые едет за границу и берет их для себя. Еще один способ – перегнать доллары по безналу через валютного брокера с зачислением на счет в боливарах. В этом случае получится еще выгоднее, но учитывая комиссии банка, брокера и т.п. с этим стоит заморачиваться для относительно крупных сумм.

Во всех маломальских местах, где бывают туристы, есть менялы, которые предлагают поменять деньги. Больше всего их в аэропорту Каракаса. Как и у остальных Венесуэльцев, английским языком они не владеют, поэтому торг ведется на мобильном телефоне или на калькуляторе. Нормальные менялы сначала дают вам боливары, которые вы считаете и проверяете, если все ок, то отдаете доллары. В нашем случае была недодача одной бумажки в 50 б.р., которую он без разговоров додал. Подозреваю, что ошибся он не специально, так как считал он быстро и один раз, а деньги были "бывшими в употреблении".

Кидалово при обмене относительно распространено, методы примерно те же самые, которые были распространены у нас в начале 90-х, плюс местное ноу-хау – привлечение коррумпированного полицейского, так как такой обмен является незаконным. Несколько советов:

  1. Если на улице предлагают завышенный курс, то лучше даже не останавливаться – будут кидать. Актуальный курс смотрите на http://dolarparalelo.blogspot.com/ от Bond A надо отнять примерно 0,5 – получится курс, близкий к реальному. Для мелких городов типа Пуэрто Пириту надо отнимать 1. Можно, конечно, ради спортивного интереса обменять 50-100 долларов, но это для любителей экстрима.
  2. Утром деньги – вечером стулья. Т.е. сначала получаете боливары, пересчитываете и проверяете их. На сайте местного ЦБ есть описание защитных элементов новых боливаров. Купюры по 100 лучше не брать – берите по 50.
  3. Получили деньги и больше из рук не выпускайте. Если не доложили купюру и просят вернуть их для пересчета – дайте, но потом снова пересчитайте и проверьте. Иначе можете не досчитаться примерно половины.
  4. До передачи денег зафиксируйте сумму (на калькуляторе, на бумажке или как-то еще), которая должна в итоге получиться. Чтобы потом не было недоразумений.

Вообще менялы народ быстрый и резкий как понос, поэтому не надо поддаваться ажиотажу и спокойно сбивайте темп. Главное смотрите по сторонам, чтобы полиция не пришла или просто по голове не стукнули.

По уровню цен на основные товары необходимые туристу (бензин не в счет) Венесуэла при расчетах по официальному курсу получается на уровне какой-нибудь Италии или Испании, при расчетах по черному курсу – на уровне остальных развивающихся стран, даже по некоторым позициям немного дороже. Я не понимаю восторгов по поводу разницы между курсами валют, так как все ориентируются на черный рынок и общий уровень инфляции и никакой выгоды простому туристу разница между официальным и неофициальным курсами не несет, есть только геморрой с обменом и тасканием при себе наличности.

Там же, в зале прилета, нашли точку местного оператора Digitel, купили карточку (25 б.р.) и положили на счет 50 б.р. Продавцам надо дать свой телефон и паспорт и они сами все как надо сделают. Вообще со связью там какая-то фигня. Дигителевская карточка работала только в крупных городах типа Сьюдад Боливара, а также везде на побережье. МТС же там дружит в Мовителем и прием из тех мест, где мы были, был только в Сьюдад Боливаре и Каракасе. Может, конечно, это вина телефона, так как скорее всего он не поддерживает GSM 850, либо основная сеть в Венесуэле построена на CDMA. Можно поэкспериментировать с любой Мотороллой – они все 850 поддерживают.

Изначально мы планировали ехать из Каракаса в Сьюдад Боливар на ночном автобусе с Родовиас, но решили все-таки узнать про самолет. Как раз в 18:30 был рейс Рутаки на Сьюдад Боливар через Матурин.

Спустились этажом ниже и двинули в доместик терминал, так как знали, что оба терминала соединены туннелем и на улицу выходить не надо. Идем и вдруг упираемся в стену – никакого туннеля нет (на самом деле он проходит по второму этажу, но мы этого не знали). Немного подумав, решили идти через улицу. А там страшно, самый опасный город в мире как-никак, на каждом шагу опасности, буквально через дорогу на горе трущобы, за каждым углом гопники и коррумпированные полицейские, которые так и норовят подбросить наркотики и отобрать у вас все нажитое непосильным трудом. В общем натерпелись. Ужас!...

В местном терминале нас встретил очередной негр, спросил, куда нам надо и привел стойке Рутаки. Предлагал пойти в офис посмотреть расписание, но был послан на ***, так как расписание мы знали, и деньги тоже поменяли.

За стойкой стояла девушка не фига не говорящая по-английски. При помощи калькулятора и бумажки с ручкой мы ей объяснили, что нам надо два билета в Сьюдад Боливар. Через какое-то время подошел англо-говорящий дядечка и дело пошло быстрее. Продал билеты, показал, куда пройти на чек-ин, где оплатить аэропортовый сбор и куда проходить на посадку.

Отдельно сказал, чтобы всех остальных местных чуваков посылали на ***, так как у нас уже все есть.

Часть третья. Канайма

Позвонили Луису и договорились, что он нас встретит в аэропорту. Немного побегав перед посадкой, так как, как водится, номер гейта менялся несколько раз, сели в самолет. Самолет оказался старым Боингом, летели минут 40 до Матурина, но за это время нам успели налить весьма неплохого чилийского вина. Я поначалу думал, что в Матурине мы выйдем и полетим каким-то другим самолетом, но оказалось все проще, как в маршрутке, часть людей вышла, часть вошла и мы полетели дальше. Причем посадка в Матурине прошла на 20 минут быстрее, в итоге в Сьюдад Боливар мы прилетели на 20 минут раньше.

Встретили Луиса с подругой (единственная реально симпатичная венесуэлка за всю поездку) и он отвез нас в посаду Дон Карлос, что в старом городе, по 115 б.р. за номер с кондиционером и бесплатным интернетом.

Утром он нас завез к себе в офис, там мы немного перекроили программу и, в итоге, у нас получилось 3 дня в Канайме и 4 дня в Гран Саване, но с выездом из Сьюдад Боливара. Расплатились и поехали в аэропорт. В аэропорту Луис посадил нас пить кофе, а сам начал бегать заполнять какие-то бумажки и отдавать деньги. Примерно в девять нас вместе с двумя американками и канадкой начали утрамбовывать в малюсенькую Сессну.

Пилот, посмотрев на меня, покачал головой и предложил сесть на переднее сиденье. Я туда полез, облокотился на спинку, она сказала "кряк" и откинулась назад. Пилот что-то покрутил, быстро что-то лопоча на испанском, отодвинул сиденье максимально назад, кое-как я там уместился. Потом он залез сам, раздал нам карты местности, завел мотор и полетели. Все пишут, что в дороге пилот обычно читает газету и скучает. В нашем случае, что на пути туда, что на обратной дороге, пилот постоянно подкручивал два каких-то колесика, периодически закладывал вираж, орал что-то типа "каррау ривер!" и показывал крылом на эту самую ривер.

Перед самым подлетом к Канайме он заложил очередной вираж, показал обломки похожей Сессны и приземлился. Вылезли из самолета, заплатили денег за вход в парк и стали ждать нашего гида. Гид нас пересчитал и повел в саму деревню в лодж, сказав, что нам надо быстро переодеться, подготовить вещи для похода к Ангел Фоллс, а оставшиеся вещи оставить у них на рецепции.

В итоге у нас получилась следующая группа: двое русских (то есть мы), дядька Даниель из Швейцарии (мне он напомнил Голума из Властелина Колец, но об этом ниже), две итальянки (на самом деле они оказались из Швейцарии, но чтобы не объяснять, почему, будучи швейцарками, они разговаривают по-итальянски, они всем представлялись итальянками) и семья венесуэльцев (папа, мама и две дочки 14 и 16 лет), проживающих в США. Плюс гид и два лодочника из местных.

Швейцарец уже тогда показался странным, так как спросил, где в Канайме место для утилизации радиоактивных отходов, куда он может выкинуть бутылку с водой, которую в аэропорту просветили рентгеном и она теперь радиоактивная. Гид долго врубался, что ему нужно, потом указал на мусорное ведро.

После чего пошли мы солнцем палимые на пристань. Там мы погрузились в лодки и поплыли к водопаду. Примерно через час нас пересадили на трактор, а лодки поплыли через пороги.

Дорога на тракторе заняла минут 15, далее снова лодки. Было самое начало мокрого сезона, и вода в реке стояла довольно низко, поэтому местами поездка напоминала рафтинг примерно третьего уровня.

Часам к трем мы таки добрались до тропы к водопаду, переодели обувь и рванули на марш бросок. Многие пишут про поход к водопаду, но никто не описывает саму тропу. В общей сложности дорога занимает около часа быстрым темпом при высокой влажности. Сначала надо минут сорок идти в горку по джунглям, огибая корни, а потом лезть вверх по камням. Мой совет – лучше надевайте обувь, которая фиксирует голеностоп, так как вывихнуть ногу, особенно при спуске – плевое дело.

Забрались на первую смотровую площадку, далее спустились вниз и полезли купаться. Ощущения потрясающие – смывает всю накопившуюся усталость и отрицательную энергию.

Потом спустились вниз, перебрались на другой берег, стали ужинать и обмениваться впечатлениями. На ужин организаторы не поскупились – каждому досталось по половине куры-гриль, ну и другой еды по мелочи. Как я уже говорил, Даниель мне напомнил Голума, но не внешне, а тем, что в нем на самом деле жили два человека, которые разговаривали между собой на немецком. Причем он не просто думал вслух, как это у многих бывает, а именно разговаривал, шутил и о чем-то спорил и ругался...

В общем, поужинав, мы начали готовиться ко сну. Все начали устраиваться в гамаках, Даниель же достал из мешка палатку и стал ее собирать. Собрал, залез внутрь и стал опять о чем-то спорить. Остальные спать ложились с определенной опаской, на всякий случай, спрятав ножи и другие колюще-режущие предметы – кто его знает, до чего там эти швейцарцы договорятся...

Но на удивление прошла спокойно, хотя спать в гамаке ощущения ну очень мерзкие. Утром вставать лучше с восходом солнца, так как в этом случае есть шанс сфотографировать водопад в утренних лучах.

Буквально через час все затягивает облаками и ничего не видно.

Быстро собрались, позавтракали и двинули в обратную дорогу. Ночью прошел дождь и уровень воды в реке поднялся, поэтому обратный путь занял существенно меньше времени.

Приехали в Канайму, пообедали и пошли гулять по поселку. Посмотрели лагуну, сфотографировали знаменитые три пальмы.

Дальше нас ждала экскурсию по окрестным водопадам и острову Анатолия.

Утром, проснувшись и выглянув в окно, увидели на лужайке знакомую палатку, в которой сидел Даниель и о чем-то в очередной раз спорил сам с собой. Порадовавшись, что на ночь закрыли дверь на замок, пошли завтракать и загорать у лагуны. Ближе к обеду загрузились в самолет и полетели обратно. Луис нас встретил, привез снова к Дону Карлосу в тот же номер с кондиционером. Мы с ним договорились, что зайдем к нему часа в четыре, чтобы купить билеты из Барселоны в Каракас.

После чего пошли гулять по городу. Старый город разноцветный и веселенький, стоит на холмах. В нем нет никаких заведений, работающих вечером, поэтому жизнь в нем вымирает около шести часов. Причем не по причине преступности, а именно из-за того, что темно и делать просто нечего.

Спустились к реке Ориноко, прогулялись вдоль набережной. Приобщились к местному колориту и подышали запахом мочи, которой пропахло все вокруг.

Уровень воды пока еще очень низкий, а ближе к концу мокрого сезона вода доходит прямо до каменной стены набережной. В этот период, скорее всего, посимпатичнее и мочой не так пахнет.

Пообедали в арабской кафешке, которую рекомендует Lonely Planet и пошли с Луисом в офис Азерки за билетами. Пока гуляли по Сьюдад Боливару, возникла бредовая идея – улетать в Каракас не из Барселоны, а из Порламара. То есть последние несколько дней провести на Маргарите в каком-нибудь all inclusive отеле. Посоветовались с Луисом, он наш план в принципе одобрил, сказав, что из Порламара улететь в Каракас однозначно проще и вероятность того, что в последний день что-нибудь отменят – минимальная. Да и не надо будет в Мочиме вставать ни свет, ни заря, чтобы успеть на утренний самолет в Каракас. В итоге купили билеты на 9:15 Порламар-Каракас.

Вернулись в посаду и попробовали организовать что-то из еды. Дело было в четверг и нам сказали, что еды нет, пиво кончилось, и предложили сходить на набережную в магазин. Нашли на набережной булочную-пекарню, где купили всяких вкусных пирожков и сэндвичей, пошли искать пиво. В магазинах, куда мы заходили и спрашивали сервезу, на нас с удивлением смотрели и отправляли дальше по набережной.

В конце концов, увидели кучку гопников, танцующих под музыку и потребляющих эту самую сервезу. Подойдя ближе, увидели и алкогольный магазин, закрытый решеткой с маленьким окошком, через которое выдавались покупки. Причем сам магазин внутри выглядел как обычный магазин самообслуживания, но вот решетка на фасаде была не съемной. Удивившись подобному формату, купили пива, вернулись в посаду и расположились во внутреннем дворике.

Вдруг, сверху слышу знакомые голоса – по второму этажу, там, где у них место для гамаков, бегает Даниель, опоясанный полотенцем и... что бы вы думали? ставит палатку! При этом чуваки, живущие в нем, совсем съехали с катушек и сильно между собой ругались. Доев пирожки, решили пойти пиво допивать в бар. А на следующее утро у нас был назначен выезд в Савану.

Третье лирическое отступление. Про преступность.

Стучат гестаповцы в квартиру к Штирлицу
- Кто там? Спрашивает Штирлиц
- Это из гестапо, нам нужен Штирлиц
- А его нету дома
Так уже вторую неделю Штирлиц обманывал гестаповцев

Говоря про Латинскую Америку в общем, и про Венесуэлу в частности, все обращают внимание на высокий уровень преступности. Отдельно упоминают Каракас. У местного населения вообще есть национальное хобби – подсчет числа убитых за прошедшие выходные в Каракасе. Когда мы были там, в Каракасе за выходные убили 58 человек, о чем нам Луис сообщил, когда мы возвратились из Гран Саваны. Правда, из общения с местными выяснилось, что большинство убитых – это гопники, которых застрелили такие же гопники во время разборок между бандами. Я думаю, что в разборках 90-х в нашей стране в неделю убивали не меньшее число быков, просто в Венесуэле они не запариваются о том, что труп надо спрятать, да и организованной преступности там нет. Причем сами местные, говоря о преступности, говорят, что в Колумбии или Центральной Америке гораздо все хуже и колумбийцы сейчас активно похищают людей в Маракайбо.

Да, преступность есть, но это не означает, что надо сидеть в отеле и никуда не ходить. Предохраняйтесь. В Москве же вы не будете шляться пьяным по ночам в котлах и голдах по какому-нибудь Бескудникову. Так зачем за границей это делать?

Просто еще вся фигня с черно-белыми обменными курсами привела еще и к тому, что каждый гопник знает, что любой иностранец с чемоданом является, скорее всего, носителем какой-то суммы денег, которую надо у него изъять. Хотя методы предохранения порой умиляют – чего только стоит история о том, что при ограблении гопники никогда не проверяют носки, причем это чуть ли не полицейская рекомендация. Гопники же либо неграмотные и не знают, что полиция рекомендует в первую очередь проверять при ограблении, либо им действительно противно брать деньги, побывавшие в носках.

Когда мы покупали билеты на самолет, мы заметили в офисе агентства объявление про кредитные карты и чеки. Выяснилось, что в объявлении написано, что к оплате принимаются только кредитные карты и чеки, а вот наличные деньги – нет. Когда мы спросили, почему так странно, нам объяснили, что объявление написано специально для грабителей – типа они придут, прочитают объявление, поймут, что нала нет и не будут грабить.

В общем, война и немцы.

Часть четвертая. Гран Савана.

Утром за нами в очередной раз заехал Луис и повез нас в аэропорт, откуда мы должны были на джипе стартовать в Гран Савану. Там мы снова встретились с канадско-американской компанией: мама из США, дочка Николь, работающая учителем английского языка в Валенсии и девушка Сара из Канады.

Подогнали классический ооновский Ланд Крузер, и пришел гид.

С гидом, правда, получилась накладка, так как в список языков, которыми он владел, английский, немецкий и русский почему-то не входили. Из нашей компании испанским более-менее владели Николь и Сара, да и то не особенно флюэнт. В итоге какие-то важные вещи он говорил на испанском, а Сара и Николь все переводили на английский. Хотя под конец поездки, так как я сидел на переднем сиденье рядом с гидом, я на базовом уровне даже овладел испанским. Хотя я заметил такую вещь – если с венесуэльцами начинаешь говорить на русском, медленно и спокойно, они на подсознательном уровне понимают, что ты от них хочешь. Примерно как в Особенностях национальной охоты. С английским такой вариант, почему то, не прокатывает.

В общем, загрузились мы в машину и поехали.

Выехав на автомагистраль и разогнавшись километров до 80 что-то в подвеске начало скрипеть. Гид остановил машину, вышел, покачал ее, постучал по колесам, поехал дальше. Скрип продолжился. В итоге решили возвращаться и менять машину. Вернулись в Сьюдад Боливар и примерно через час пригнали новый Ланд Крузер. На этот раз более гражданский вариант, с телевизором, удобными сиденьями и электрическими стеклоподъемниками.

Единственный нюанс – мест в новом Крузере было пять, а нас вместе с гидом-водителем – шестеро. Недолго посовещавшись, они приволокли автомобильное сиденье, которое запихнули в багажник.

Получилось шестое место, куда мы недолго думая запихнули канадку Сару, как представителя наименее развитой страны из состава G8. Нам сказали, что это временное решение, а завтра, то есть маньяна, нам уже пригонят обратно отремонтированный Крузер.

Ехали долго, было очень интересно наблюдать, как меняется пейзаж за окном. Наконец-то появились незарешеченные алкогольные магазины. Сначала въехали в Национальный парк Канайма, а потом и в саму Гран Савану. Красота.

Полицейские блокпосты постепенно сменились военными, вооруженными автоматами Калашникова (ну или чем-то похожим). Полицейские же вооружены в основном помповыми ружьями и пистолетами. Около каждого блокпоста надо было затормозить и открыть окно, чтобы они могли видеть кто в машине. Наш водила окно с моей стороны не открывал, а открывал окно на втором ряду – с женской стороны. Задача военных – пресечение контрабанды (золото, драгоценные камни, бензин), нелегальной эмиграции, наркотрафика. То есть полиции из-за ее высокой коррумпированности не доверяют, либо просто все эти потоки находятся под контролем военных и тем самым они борются с конкурентами. Не знаю.

На последнем блокпосту солдатик открыл дверь с моей стороны и сразу у всех потребовал документы. Наши российские паспорта он долго листал, чуть ли не на зуб их пробовал и все пытался найти венесуэльскую визу, но находил только пограничный штамп. Потом подошел другой солдат, сказал, что это руссо и им виза не нужна. Тогда нам паспорта вернули, пожелали счастливого пути, и мы поехали дальше. Заночевали в каком-то мотеле рядом с последней бензоколонкой, на которой можно свободно купить топливо.

Утром встали и осмотрелись. Новую машину естественно не пригнали, к чему мы были готовы (ну нам же сказали – маньяна), а вот гид почему-то удивился и с кем-то долго ругался по мобильному телефону.

Заправились. Ну как не написать про цены на бензин. Полуторалитровая бутылка воды стоит примерно столько же.

Закинув Сару в багажник, поехали кататься по Гран Саване. Названия водопадов и других посещенных мест я не записывал, хотя давно надо как-то пристыковать GPS к фотоаппарату, чтобы фотографии сразу на местности привязывались. Тем более что существует карта Гран Саваны, где все достопримечательности даны с привязкой по GPS.

В одном месте дорогу нам переходила группа муравьев, которые несли стройматериалы для строительства муравейника. А также попались термиты, из которых получается очень неплохой соус и хищный цветок, поедающий насекомых (правда без соуса).

Заехали в миссию капуцинов и местный агроинженерный институт.

А потом доехали туда, где раньше была загородная резиденция президента, который был до Чавеса. Он прилетал в Савану на самолете (около последнего блокпоста как раз находится заброшенный аэродром), а оттуда вертолетом добирался сюда.

Часть построек забрала себе местная электрическая компания, а что-то осталось. Хотя может и отошло государству, так как подозреваю, что, как и во всех странах недоразвитого капитализма, загородные резиденции слуг народа строятся на государственные деньги.

Переночевав в кампаменто, в котором даже была горячая вода, на следующий день мы выбрались на шоссе и поехали в другую часть Саваны (ближе к Рорайме).

Маньяна наступила и нам выдали отремонтированный Крузер.

Вообще, чем приятно путешествие в низкий сезон, это отсутствием толп туристов. Как нам сказали, в Самана Санта в Гран Савану выезжает до трех тысяч машин с туристами, не считая людей, которые приезжают с палатками. То есть приватности никакой. В межсезонье же никто не мешает наслаждаться красотами природы.

Остановившись в Сан-Франциско, где у нас был назначен обед и откуда стартуют треки на Рорайму, двинули дальше к бразильской границе.

Четвертое лирическое отступление. Про еду.

В выборе ассортимента, - говорил товарищ Микоян, - могут быть две линии:
консервативная приспособляемость к тому, что есть, к привычным вкусам и навыкам,
или же революционная настойчивость в деле внедрения новых сортов, в воспитании новых вкусов.

К изобилию. Вступительная статья к "Книге о вкусной и здоровой пище"

Питались мы исключительно в местных кафешках, так как ресторанов там, где мы катались, не было как класса. Поэтому высокую кухню оценить не смогу.

Основным источником белка является курица, которую они готовят разными способами. Реже мясо, еще реже рыба. Хотя, например, в Мочиме кроме морепродуктов из белковой пищи не предлагалось ничего. На гарнир чаще всего предлагается рис, реже – картофель фри. Всегда дают салат – огурцы, сладкий белый лук, помидоры. Более дорогой и редкий вид салата – тертая капуста с морковкой. Еду они либо не солят вовсе, либо нещадно пересаливают. Золотая середина встречается очень редко. Еще есть такая забавная вещь как суп (сопа) – большая глубокая тарелка, в которую навалены говяжьи кости с кусками мяса, насыпана лапша, картошка и батат (по вкусу как мороженая картошка). Все это залито жирным бульоном. По количеству калорий такой тарелки достаточно на весь день, чтобы дотянуть до ужина. Особенно если учесть, что калорийность батата примерно в 1,5 раза выше, чем у картофеля.

На завтрак повсеместно едят омлет, арепу – пресная кукурузная лепешка (гадость жуткая) и пирожки из кукурузной муки с разными начинками, зажаренные во фритюре на машинном масле. Еще везде пьют отвратный кофе из термосов. В нормальных городах можно всегда найти вкусные сэндвичи, йогурты и другую нормальную еду.

Пицца вся американская, то есть на толстом тесте, но тесто неплохое. Спагетти и лазанья вполне ничего. Про пиво я уже писал. Из безалкогольных напитков мне понравился Maltin, по вкусу напоминает сок из сахарного тростника.

В общем, готовят они, за редким исключением, не ахти как. Но порции большие и никто не отравился, даже слабые американки.

Заехали в город контрабандистов Санта Елену, закинули вещи в лодж и двинули в Бразилию. Было воскресенье и практически все магазины были закрыты. Был открыт только здоровенный магазин под названием Duty Free Americas, набитый импортным алкоголем и парфюмом. Санта Елена, также как и Маргарита, является зоной беспошлинной торговли.

Подъехали к границе, гид велел сделать серьезные лица. Венесуэльцы на нас просто посмотрели, а вот бразильцы поинтересовались наличием прививок от желтой лихорадки. У нас они были, но погранцы поверили на слово. Вообще странно, по официальной информации Бразилия отменила обязательное наличие прививок от желтой лихорадки, но на бразильско-венесуэльской границе их требуют.

Приехали в Бразилию. Основное отличие – магазины работают, народ сидит в кафешках и выпивает. Нашли первую за все время сувенирную лавку с ассортиментом, отличным от индейских бус.

Купили немного всякой фигни, платили боливарами. Боливарский рубль шел из расчета 3 рубля за реал.

Сфотографировавшись на фоне надписи Brasilia, двинули обратно. Пошел дождь, и пограничникам было даже лениво вылезать, поэтому границу проехали вообще не останавливаясь.

Переночевали в месте под названием Эко Лодж, утром двинули в обратную сторону. Опять были водопады, тепуи и Утес девственниц.

После этого поехали в сторону Сьюдад Боливара, по дороге осматривая местную золотодобывающую промышленность.

В 10 вечера приехали к Дону Карлосу и завалились спать. Утром за нами заехал Луис, завез в аэропорт поменять деньги и отвез на автобусный вокзал. Там мы взяли пор пуэсто до Пуэрто Ла Круза. Проезд стоил по 80 б.р. с носа, но мы заплатили за двоих 240, чтобы не ждать еще одного пасахероса и чтобы сидеть на заднем сиденье вдвоем с комфортом.

Часть пятая. Мочима.

И поехали мы на север. Дорога хорошая, прямая как стрела. Хотя в одном месте она перегорожена военными, которые всех отправляют в обход через какую-то деревню. Водила спросил у нас, откуда мы, мы ему ответили, что из Руссиа, руссо туристо типа. Он обрадовался и начал хвастаться брелком с надписью Москва. И все это на скорости 150 км/ч. Но ничего, обошлось. Вообще народ, с которым пришлось ездить, ездит довольно аккуратно, при обгоне на рожон не лезет и резко не перестраивается. В том же Пакистане или даже Алмате гораздо экстремальнее люди ездят.

Пейзаж был однообразный – красная степь с редкими деревьями и кустарниками. Поначалу я не мог понять, куда делись тропические леса и буйство зелени. Потом посмотрел по карте – оказалось, что эта часть Венесуэлы совпадает с Южной Сахарой. После этого все встало на свои места.

Периодически попадались маленькие нефтяные насосики. То ли промысловая добыча, то ли местное население для своих нужд качает – непонятно, но прикольно.

Примерно за пару часов добрались до автовокзала в Пуэрто Ла Круз. Луис еще в Сьюдад Боливаре попросил водилу помочь нам добраться до Мочимы. Оказалось, что есть два варианта – ехать автобусом или пор пуэсто в Куману и выйти в Мочиме, либо брать такси. Недостатком первого варианта было то, что собственно деревенька Мочима находится в 4 км от основной трассы и так как сейчас не сезон, то от перекрестка можно будет добраться только автобусом, который ходит примерно раз в час. То есть придется вам ребята стоять на солнцепеке, а там еще и гопники пошаливают, которые обидят вас молодых и красивых, вещи отберут, а в рюкзаки подкинут траву, завернув ее в газету Сельская новь. Про гопников был, скорее всего, развод, но перспектива стояния на солнцепеке не радовала. Поэтому согласились на такси и даже забыли для приличия поторговаться. В качестве таксиста нам достался молодой Шумахер, на Рено Логан, который на полную громкость врубил англоязычную музыку (вообще удивительно, так как до этого все водилы слушали однообразные испанские песни с плясками) и понесся по серпантину. Lonely Planet пишет, что от Пуэрто Ла Круз до Мочимы езды 1,5 часа, мы же долетели меньше, чем за час. На повороте и правда никакого транспорта видно не было, правда гопников тоже. Поэтому если хотите бюджетно добраться до Мочимы в межсезонье и не хотите рисковать нарваться на гопников, то проще доехать автобусом до Куманы, а оттуда уже автобусом до Мочимы.

Приехали в Мочиму, на въезде стоят будки, в которых надо оплатить пребывание в национальном парке, но мы мимо них проехали не останавливаясь.

В Мочиме нам посоветовали остановиться в посаде Габи, куда мы и приехали. Место у Габи действительно хорошее – прямо на берегу моря, с собственной пристанью и доставкой на окружающие пляжи. В сезон, когда работает ресторан при посаде, можно ужинать с видом на море. В несезон можно только пить пиво с видом на море. Но пиво надо предварительно купить в соседнем магазине.

Заходим в посаду, встречаем маленького мужичка, который как оказалось и есть Габи, и начинаем объяснять ему, что нам надо абитасьйон на трес ночес. Через какое-то время он врубается, берет связку ключей и начинает пытаться подбирать их к комнатам, что-то бубня про жену и про копии. Взяли номер на втором этаже за 160 б.р. включая лодку. Переоделись, собрали шмотки и поехали на пляж. Габи младшая что-то пыталась нам втереть про пристань около ресторана Эль Мочимеро, но потом пришел папашка, свистнул парней на лодке и мы отправились на дальние пляжи. С точки зрения моря – ничего особенного. Вода чистая, можно посноркать, но не более того.

Рыбы много, прямо рыбный суп какой-то.

Вода соленая, причем сильно соленая. На Борнео, для удобства снорканья я пользовался спасательным жилетом. Здесь же аналогичная плавучесть была без жилета.

После обеда неожиданно причаливают две лодки, из которых вываливает толпа малолетних преступников, прямо как в Городе бога. Но это оказались местные школьники, у которых закончились занятия и они просто приехали провести время на пляже.

Вернулись вечером в деревню и пошли искать место, где поесть. На весь город работал один ресторан, где мы оказались единственные посетители. Заказали еду, после чего хозяин ресторана отправил какого-то негрито ловить рыбу, а сам стал медленно и печально резать салат и готовить пину коладу. Пина колада оказалась очень вкусной, потом и рыба подоспела – в общем, еда очень понравилась. В принесенном счете сумма оказалась меньше, чем должно было быть по меню.

Утром мы долго и безуспешно пытались найти возможность позавтракать. В итоге наткнулись на тетку, которая пекла пирожки на машинном масле. Этими пирожками мы позавтракали и поехали на пляж. Лежа на пляже, поняли, что хватит с нас прелестей национального парка и что надо из Мочимы валить.

Вечером мы опять пошли в тот же ресторан. На этот раз я заказал лангустинов с кальмарами, жена рыбку, также заказали два разных салата. И здесь мы совершили ошибку. Работники местного общепита не запариваются с очередностью блюд и все притаскивают по мере готовности, т.е. салат они притаскивают с основным блюдом и на эту тему не парятся. Нам же хотелось сначала съесть салат, а основное блюдо потом. Это мы и попытались растолковать нашему ресторатору. Мы ему рисовали на бумажке, что номером первым идет салат, номером вторым – морепродукты. Он вначале не врубался, но потом кивнул, сказал типа, что ему все ясно и ушел готовить. Что же мы получили в итоге? А в итоге мы получили один салат и две одинаковые рыбки.

Изначально мы предполагали добираться до Маргариты на пароме из Пуэрто Ла Круз. Но в Lonely Planet прочитали, что еще есть паром из Куманы. Им и решили попробовать воспользоваться. Утром проснулись и были неприятно удивлены тем, что кончилась вода. То есть ее вообще не было. Это окончательно укрепило нас в решении валить. Умывшись из бутылки и обтершись гигиеническими салфетками, собрали вещи и пошли вниз. А внизу тишина – ни тебе Габи, ни тебе семейства Габи. В общем, никого. Бери что хочешь, делай что хочешь, уезжай не заплатив... Но мы ведь руссо туристо – облико морале. В общем, стали ходить по посаде и кричать "Люди! Ау!".

Переполошили всю округу, пришли соседи, мы им растолковали, что нам надо, и они присоединились к поискам.

В итоге нашли Габи младшего с внешностью типичного малолетнего преступника Дадинью из Города Бога. Он взялся с нами рассчитаться. Дали ему 350 б.р. Он говорит типа все окей, можете ехать. На что мы ему – не фига не окей, сдачу давай, гад. Еще какое-то время ушло на поиски 30 б.р. – собирали их, кажется, всей деревней. Ну а дальше автобус до Куманы, такси до "терминал де ферри" (рапид ферри, си, си). Заходим в кассу. Кассирша естественно владеет исключительно испанским, но мы, похоже, не первые бестолковые люди, так как у нее для таких как мы даже специальная доска есть. Она берет фломастер и начинает писать и объяснять, ну очень медленно:

- Ферри, Маргарита, хой, 2 p.m.
- Маньяна...
- Но маньяна, хой – отвечаем мы ей
- Окей, 50 b.f. x 2 = 100 b.f.

В общем, отдали 100 б.р., дальше она говорит, что в 12:30 надо подойти в соседнее окно и сделать конфирмасьйон. Терминал вполне приличный, есть телевизор, по которому показывали "Дикий, дикий запад" и даже есть хот-спот вай-фай.

Часть шестая. Маргарита.

Кто, выезжая даже из пятизвездного отеля, забирает с собой туалетную бумагу?
Немцы!
Общеизвестный факт

Приехал корабль.

Выгрузили пассажиров и начали загружать нас. Рюкзаки наши все-таки заставили сдать в багаж. Мы немного стремались, так как там и часть денег с кредитками были запрятаны, да и вообще боязно было, но ничего страшного не случилось. Доехали быстро, часа за 1,5. Даже "Люди Икс: Начало. Росомаха" не успели досмотреть. В порту получили багаж, послали лесом таксистов и поехали на автобусе до Порламара. В Порламаре вышли на Плаза Боливар и начали думать, где переночевать.

Вообще ориентироваться в венесуэльских городах очень просто. Просишь довести тебя до Плаза Боливар, которая есть в любом городе. Это будет самый, что ни на есть центр. А от нее уже начинаешь соображать, куда тебе надо.

Полистав Lonely Planet, решили пойти в отельчик под названием Boulevard, как самый ближний к нашему местоположению. Путеводитель этот отель отнес к mid range категории, честно предупредив об ужасном виде из окна. Взяли номер за 148 б.р., правда, сдачу в размере 2 б.р. они естественно зажали, сказав, что маньяна. Ну и пошли гулять по городу. В городе, задолбавшись с тем, что английского народ не знает, обратился к кому-то на немецком. И о чудо! Мне ответили. Оказалось, что мы просто не тем языком пользовались. В итоге дальше мы на немецком и общались.

На Маргарите мы выбрали два отеля, оба на побережье Педро Гонсалез. Правда, Луис рекомендовал Playa El Aqua, как более тусовочное место. Но нам хотелось заката, поэтому было выбрано именно это побережье. Dunes Hotel & Beach Resort и Hesperia Isla Margarita.

В телефонном справочнике было указано, что Дюны – 3 звезды, а Эсперия – 5 звезд. Цена на них была примерна одинаковая, оба all inclusive. Но Дюны на Tripadvisor ругали меньше. Поэтому Дюны мы выбрали основным вариантом. Хотя я подозреваю, что Эсперию ругают из-за того, что они себе повесили 5 звезд, ну народ и ждет пятизвездного турецкого сервиса и, естественно, обламывается, а так, скорее всего по качеству они примерно одинаковы, да и построены примерно в одно время – чуть более 15 лет назад.

Поскольку было утро пятницы, то мы решили подстраховаться и позвонить в отель узнать про места. В Эсперии так и не удалось пробиться через систему голосового меню – похоже английская версия была сознательно зациклена.

В Дюнах же переключали на резевейшен, и там включалась музыка. В итоге поехали так.

В Дюнах за 430 б.р. получили номер на первом этаже домика и два зеленых браслета all inclusive. Сам отель был заполнен людьми, которые при выезде забирают туалетную бумагу, еще было немного чехов. Русские не попадались, но в отеле они бывают и раздают чаевые рублями. Бармены, узнав, что мы из России, постоянно к нам подходили и предлагали купить у них рубли.

Отель построен в 1993 году и с того момента в нем особо ничего не ремонтировали. Особенно это касается сантехнического оборудования. В номере есть сейф, замок к которому дают за отдельную плату. Бассейн довольно большой, вода хлорированная, очистной перелив не работает. Но бассейн они вроде как периодически чистят.

p>Еда нормальная, выпивка обычная, соки разбавлены. В общем говнецо, но свои 3 звезды и цену полностью оправдывает. При этом соглашусь, что это возможно наилучший выбор среди отелей. Просто надо четко понимать, что Маргарита это не Турция и не надо ожидать турецкого сервиса, набора напитков и анимации. Тем более что если хочется Турции, надо ехать в Турцию. Венесуэла это совсем другая страна и ехать туда надо за другим.

Пляж чистый, песок серый, на море волны, вода холодная и из-за волн мутная. В общем, не Мочима, но мы четко знали чего ожидать, поэтому никаких сюрпризов для нас не было.

Хотя было облачно, на второй день удалось даже поймать довольно симпатичный закат.

p>Сам закат с отельного пляжа не виден, поэтому для его наблюдения надо пройти метро 500 в сторону Эсперии.

Еще в отеле в большом количестве живут кошки, которые любят пиццу (причем именно тесто) и пьют пиво.

На выходные приехала толпа венесуэльцев, которые собирались группками у бортика в бассейне, пили коктейли и громко смеялись. Их женщины в это время ходили вдоль бассейна и хвастались грудями и попами.

Пятое лирическое отступление. Про женщин, попы и пластическую хирургию.

Венесуэльские женщины постоянно выходят победительницами разнообразных конкурсов красоты. Но как-то особо симпатичных венесуэлок мне встретить не довелось. Попадаются, но в той же Москве процент симпатичных девушек на улицах гораздо выше. Особенно много проблем у молодых венесуэлок с лишним жирком, который обычно скапливается на животе.

С другой стороны, многие венесуэлки обладают симпатичными попами, которыми они очень эротично потряхивают при ходьбе. У них даже выработана особая походка, которая подчеркивает выпуклость попы. Меня поначалу удивляло, с чем связана такая "e;жопастость"e; – мутация это какая-то или что-то еще. Но еще в Мочиме, в посаде Габи я наткнулся на местный журнал про красоту и здоровье, и там была реклама нескольких салонов, где всего за 2500 б.р. предлагают сделать такую попу. То же самое касается груди и других частей тела.

После этого все стало на свои места. Просто у нас папик может купить девушке шубу, в которой она ходит, всем показывая его благосостояние. А Венесуэле жарко, да и гопники отобрать могут, вот и покупают папики своим девушкам попы и другие части тела.

Ночью мы поняли, что кондиционер дает мало холодного воздуха. В итоге утром мы пошли разбираться и нам сразу выдали другой номер, на этот раз на втором этаже с балконом. В этом номере кондиционер работал, но вечером из него потекла вода. Мы решили, что в очередной раз переезжать нам лень и заставили чинить кондиционер. Пришел мрачный мужик со шлангом, разобрал кондиционер, что-то долго продувал и наконец, все заработало.

Рядом с отелем есть маяк, с которого открывается дивный вид на окрестности.

На этот маяк немцы ходят на экскурсии в сопровождении гида и охранника отеля. Уж не знаю, зачем охранник, так как на маяк можно попасть только с территории отеля и гопникам там вроде взяться неоткуда. Хотя может наоборот, он охраняет маяк, чтобы немцы чего-нибудь не сперли.

На фотографиях видно, что Эсперия и Дюны расположены рядом. Мне кажется, что Эсперия расположена лучше, так как их бухта полностью закрыта от ветра и смотрит прямо на закат.

На самой горе растут прикольные цветущие кактусы.

Часть седьмая. Дорога домой.

Еду я на родину,
Пусть кричат - уродина,
А она нам нравится,
Хоть и не красавица,
К сволочи доверчива,
Ну, а к нам - тра-ля-ля-ля...
ДДТ. Родина

Обратная дорога как-то сразу не задалась. Сначала опоздал самолет из Порламара, но не сильно – минут на 15. А вот рейс Люфтганзы прилетел позже часа на 1,5, соответственно и вылетел он в начале седьмого вместо 17:10 по расписанию. В итоге мы опоздали на пересадку во Франкфурте. Правда, особых неудобств это не доставило, так как следующий самолет был через два часа. Но мы все равно из вредности стребовали у Люфганзы талончики на ланч и пошли пить пиво с сосисками за их счет. Самолет из Франкфурта тоже задержался минут на 40, так как работала две полосы из трех и образовалась пробка. Хотя стоит отдать должное – летчик почти все наверстал. Стюарды в Люфганзе сплошь гомосеки, но вполне мирные – не пристают и за попу не хватают.

Родина нас встретила дамами в белых халатах, которые всем поголовно мерили температуру, у некоторых еще так участливо спрашивали – не из Америки ли вы, случаем? У нас не спросили, а сами мы в этом сознаваться не решились. Как обычно шел дождь, а глядя на лица окружающих сограждан можно было подумать, что все они страдают хроническим запором.

В довершение всего, в Перекрестке около дома висело объявление, что по распоряжению Префекта, в связи с выпускными гуляниями, продажа алкоголя временно приостановлена. В общем, все как обычно... Раша...

Про контроль в аэропорту Каракаса хочется сказать отдельно. Сначала вещи прогоняются через рентген наркоконтроля, причем девочек они беспрепятственно пропускают, а вот мальчиков отправляют на досмотр вещей. Причем их явно интересуют коммерческие партии, так как из моего рюкзака его заинтересовал только мешок со спальником, который при определенной извращенности воображения можно принять за мешок травы. Правда, внутрь он не полез, поверив мне на слово, что это спальный мешок.

Далее идет стандартный самолетный досмотр. Все как у всех.

А перед самой посадкой в самолет, в самом рукаве, стоят солдаты, которые проверяют паспорта и обхлопывает в поисках оружия. Причем, что самое удивительное, в рюкзак с ручной кладью они не заглядывают. Поэтому назначение этой процедуры так и осталось для меня загадкой.

Вместо заключения. Экономика, политика, туризм.

Вообще Россия и Венесуэла в чем-то весьма похожи. У них нефть и у нас нефть, у них 15 тыс. долларов ВВП на душу за 2008 год и у нас 15 тыс., у них народ срет там же, где живет и не видит проблемы выбросить пустую бутылку в окно машины и у нас, у них популист Чавес, который борется с коррупцией... Список можно долго продолжать.

К Чавесу вообще отношение неоднозначное. С одной стороны признают, что бедным стало жить реально лучше, количество неграмотных резко уменьшилось. Даже в самом захолустном индейском поселении в Гран Саване есть школа. С другой стороны сейчас они имеют самый высокий уровень коррумпированности чиновников со времен Симона Боливара.

Основное отличие от нас в том, что народ в общей своей массе больше доволен жизнью и не страдает хроническим запором. Во многом это конечно обусловлено климатом и врожденным похуизмом.

Народ в большинстве своем ленивый и не предприимчивый. Даже с сувенирами проблема. Индейцы плетут бусики и делают амулетики, причем это оказалось самым интересным, что можно найти. Самые же дорогие и уродливые магниты в мире я видел в аэропорту Каракаса. Также хотели привезти кофе, но все, что нам попадалось, было молотым, а нам обязательно нужны были зерна. В итоге пришлось довольствоваться разными вариантами какао. Даже какао-чай купили. Очень прикольная, скажу я вам, вещь.

Что касается туристической отрасли, то ее как таковой практически нет. Либо еще нет, либо уже нет. Очень многое заточено под внутренний туризм, который весьма нетребователен. А внешних туристов, как мне кажется, отпугивает преступность, внешняя и внутренняя политика. Судя по годам постройки тех же Дюн с Эсперией, в середине 90-х все активно развивалось, а потом пришел команданте и иностранные инвесторы как-то постепенно сдулись и сейчас донашивается то, что было наработано в 90-е годы.

В Венесуэлу стоит ехать именно на континент, причем в первую очередь это Анды (Мерида), Канайма, Савана. Снорклинг и дайвинг не идет ни в какое сравнение с тем, что можно увидеть на островах в той же Семпорне. То же самое касается и Рокесов, хотя в них может и есть какая-то прелесть. Но тогда уж лучше выбрать La Tortuga.

Если есть цель лежать на пляже в отеле all inclusive и тусоваться, то лучше ехать в Турцию или Египет. Туда и лететь в 4 раза меньше и не будет испорченного отпуска и рассказов о том, какая плохая страна Венесуэла, какие злые и ленивые люди и как все было плохо.

С учетом того, что в каждом из мест мы пробыли примерно одинаковое количество дней, количество фотографий говорит само за себя:

Канайма – 297
Гран Савана – 342
Мочима – 68
Маргарита – 74, из них 30 закат

В общем, нам в Венесуэле понравилось и лично для меня остались только два места, ради которых я, может быть, приеду снова – Мерида (когда фуникулер починят) и Рорайма, куда таки надо залезть. Вернее даже так – рафтинг в Мериде (интересно, есть там трассы пятой категории) и трек на Рорайму.